Соединенные штаты призвали Россию и Китай немедленно прекратить поставки топлива в Северную Корею. «КНДР нарушили свою квоту на переработанные нефтепродукты в 2018 году», поясняется в официальном обращении, предоставленном в Комитет по санкциям в отношении КНДР при Совете Безопасности ООН. Американский документ дополнен списком из 89 северокорейских танкеров, незаконно перевозивших топливо, а также их фотографии. Сайт Комитета содержит информацию, согласно которой Китай и Россия — единственные, кто открыто заявил о легальных поставках около 14 тысяч тонн нефтепродуктов для Северной Кореи за первые пять месяцев текущего 2018 года.
Совбез ООН наложил на Пхеньян санкции в сентябре 2017 года — как ответ на безостановочное развитие его ядерной и ракетной программ. Под запретом и жесткими ограничениями оказались многие международные проекты с участием Северной Кореи: совместные предприятия, поставки сырой нефти, газоконденсатов, текстильной продукции и других товаров. В декабре того же года санкции ужесточили, в частности, был введён лимит на экспорт в страну 500 тыс. баррелей (70 тысяч тонн) нефтепродуктов в год.
В сентябре 2017-го, вскоре после голосования в Совбезе по северокорейскому вопросу, газета Washington Post сообщила, что режим санкций нарушается, предположив, что торговые и финансовые меры воздействия на Пхеньян могут оказаться неэффективными. Сославшись на официальные оценки и документы американских властей, издание назвала вероятного нарушителя — российских предпринимателей, создающих, по данным Washington Post, «многочисленные подставные компании». В качестве одного из доказательств газета привела «значительный рост танкерного трафика между портами Северной Кореи, в частности, портом Наджин и Владивостоком». «При том, что и раньше российские компании занимались незаконной торговлей с Северной Кореей, — писала Washington Post — её объёмы значительно выросли после введения санкций ООН и запрета на поставки топлива китайской государственной компании CNPC».
В декабре 2017 года агентство Reuters сообщило со ссылкой на источники в западноевропейских службах безопасности, что минимум трижды за осень российские танкеры и даже рыбацкие шхуны поставляли нефтепродукты Северной Корее, совершая «трансфер прямо в море», с судна на судно. По версии Reuters, в контрабанде был замешан танкер «Витязь», вышедший 15 октября из порта Славянка недалеко от Владивостока с 1600 тоннами нефти на борту. Отключив передатчик-транспондер, и тем самым не позволив себя отследить, «Витязь» осуществил перекачку нефти на танкер «Сан Ма 2» под флагом КНДР. Владелец российского судна, компания «Алиса», отрицал какие-либо контакты с северокорейскими судами. «Это было бы полным безумием, это слишком опасно», — заметил в беседе с Reuters представитель компании Ярослав Гук.
Не остался в стороне от этой истории и МИД РФ. 30 декабря 2017 года в пресс-службе ведомства сообщили, что Москва в полном объеме соблюдает санкционный режим. На Смоленской площади напомнили, что «на поставки топлива (то есть продуктов нефтепереработки) есть, безусловно, квоты, но нет полного запрета (резолюция 2397».
Осенью прошлого года президент США Дональд Трамп обвинил Китай в нарушении санкционного режима в отношении КНДР. «Пойманы с поличным: очень разочарован тем, что Китай позволяет нефти попадать в Северную Корею», — написал Трамп в своем Twitter. В ответ представитель китайского МИД Хуа Чунинь заявила, что Пекин «всегда выполнял резолюции Совбеза ООН в отношении Северной Кореи и полностью выполняла все международные обязательства». По данным газеты «Асахи», прекратить поставки нефти в КНДР и импорт северокорейского антрацита американская сторона потребовала от Китая ещё в январе 2016 года, на трёхсторонней встрече в Сеуле между дипломатами США, Японии и Южной Кореи.
Собственные месторождения нефти Северная Корея пыталась разведать совместно с компаниями других стран. Так, в 2004 году британская Aminex подписала с Пхеньяном соглашение на 20 лет о разведке нефти в шельфовой зоне страны, но в 2012 году контракт был отозван. С 2013 года поиск нефти в КНДР ведёт монгольская HB Oil.
По мнению партнёра компании RusEnergy Михаила Крутихина, «речь идёт просто о давлении на Северную Корею, вполне понятном, поскольку Пхеньян сильно зависит от поставок нефтепродуктов». Эксперт выразил сомнения в том, что обращение США будет иметь хоть какой-то эффект, «поскольку китайцы сократили поставки в рамках санкций, но полностью их не прекратили, все-таки из каких-то гуманитарных соображений». Что касается России, то тут, считает Крутихин, «требование американцев тоже не сыграет». «Россия до сих пор ведёт переговоры с КНДР и Южной Кореей о строительстве газопровода через Северную Корею в Южную, и прекращать их никто не собирается», — напомнил собеседник News.ru.