Россиянам пока не стоит опасаться пересмотра параметров пенсионной реформы: правительство не планирует повышать возраст выхода на пенсию. Во всяком случае, это не предусмотрено в прогнозе Минэкономразвития и бюджетном прогнозе Минфина до 2036 года, заявил руководитель МЭР Максим Орешкин. По мнению опрошенных News.ru экспертов, это тот самый случай, когда лучше молчать, чем говорить.
Комментируя негативную реакцию граждан на реформу, Максим Орешкин заметил, что необходимо «правильно подавать информацию».
«Очевидно, сейчас, когда растёт скепсис населения к действиям правительства, каждый шаг нужно разъяснять ещё более детально», — уверен глава Минэкономразвития.
По словам министра, реформа сконструирована так, чтобы в ближайшие 10−15 лет никаких вопросов больше не возникало. Долгосрочный эффект повышения пенсионного возраста население сможет оценить только через несколько лет, отмечает Орешкин в интервью газете «Ведомости». При этом, настаивает он, без принятия реформы индексация пенсий на 7% с января была бы невозможна.
«Планировать можно всё, что угодно, но за решения, которые правительство примет до 2036 года, министр Орешкин отвечать не будет. Всё будет складываться из актуальных на тот момент экономических и демографических факторов. Ну и, соответственно, из политических и социальных соображений. Заглядывать сейчас так далеко не имеет смысла, я бы не стал рассматривать этот вопрос в принципе», — говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Дай Бог, продолжает собеседник News.ru, чтобы пенсионная реформа была проведена в установленные сроки в соответствии с ныне действующим законодательством. При этом хорошо бы не получить тех отрицательных результатов, которые она провоцирует: это рост безработицы среди старшего поколения и молодёжи без опыта, а также снижение уровня доходов.
«Сейчас, чтобы обеспечить пенсионную реформу, Министерству экономического развития нужно сосредотачиваться в большей степени на задачах создания благоприятной инвестиционной среды и новых рабочих мест», — рассуждает Сафонов.
Аналитик не согласен с главой МЭР в том, что правительство не смогло бы проиндексировать пенсии, не повысив пенсионный возраст. По его словам, решить задачу позволяет профицитный бюджет. Кроме того, напоминает Сафонов, в прошлом году президент говорил, что осуществлять индексацию пенсий можно за счёт текущих ресурсов. На вопрос News.ru, зачем тогда вообще нужна реформа, эксперт ответил, что власти искали дополнительный источник для финансирования нацпроектов.
«Как вы помните, одним из предусмотренных "майским указом" направлений является реализация национальных проектов по развитию экономики и повышению производительности труда. Поскольку инвестиционный потенциал, связанный с зарубежными инвесторами, очень слабый, а инвестиции со стороны граждан также не растут, единственным источником, который мог бы обеспечить реализацию этого направления, остаётся экономия на пенсионных расходах», — поясняет Сафонов.
Понятно, что таким образом определённые суммы не выплачиваются, и это позволяет перенаправлять средства в направления, связанные с развитием экономики, резюмирует аналитик.
«Поскольку Минэкономразвития меняет по несколько раз свой краткосрочный прогноз, упоминать 2036 год просто смешно. Не очень понятно, почему именно 2036, а не 2032, 2040 или 2044-й. На попытку успокоить общество заявление Орешкина не похоже, скорее, это очередной повод для взрыва возмущения в соцсетях, хихиканья и ёрничанья», — утверждает доктор экономических наук Сергей Смирнов.
Понятно, продолжает эксперт, что озвученный министром прогноз связан не с конкретными цифрами, а с конкретными действиями. В логике существует понятие «дихотомия», то есть раздвоенность, последовательное деление на две части: любое решение предполагает только два варианта ответа — либо «да», либо «нет». Орешкин выбирает «нет». А кто-то другой, например его заместитель Сергей Назаров, вполне может сказать «да».
«На месте наших управленцев я бы подобного рода заявлений не делал. Тем более что Орешкин фактически подставляет президента, который лет 12−13 назад обещал, что повышения пенсионного возраста не будет. Но оно в итоге произошло», — рассуждает Смирнов.
По его мнению, речь идёт об излюбленном приёме отечественных чиновников — манипулировании цифрами. Кардинально пенсии не вырастут, хотя и будут конкурировать с уровнем инфляции, говорит собеседник News.ru, напоминая о прошлогоднем обещании вице-премьера Татьяны Голиковой. Та сообщила, что с 1 января 2019 года неработающие пенсионеры станут получать ежемесячную прибавку в 1 тыс. рублей. Но в реальности, когда пришло время, люди увидели меньшие суммы — 600, 700, 800 рублей.