Президент Владимир Путин решил поменять бюджет Пенсионного фонда России на текущий год. Согласно скорректированным данным, дефицит ПФР увеличился до 265,5 млрд рублей с 106,6 млрд ранее.
Планируется, что доходы Фонда составят 8,266 трлн рублей, что на 66,8 млрд меньше, чем планировалось ранее. А вот расходы, наоборот, возрастут до 8,532 трлн (+92,1 млрд).
Основными источниками формирования бюджета ПФР являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
Трансферт на выплату обязательного пенсионного страхования сократится на 61,3 млрд рублей, межбюджетные трансферты на государственное пенсионное обеспечение понизятся на 4,2 млрд, а единые денежные выплаты — на 2,8 млрд.
При этом обеспечение маткапитала, софинансирование формирования пенсионных накоплений было решено не менять.
В пресс-службе Пенсионного фонда России News.ru пояснили, что превышение расходов над доходами Фонда носит исключительно технический характер. В части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, оно обеспечивается переходящими средствами бюджета, а в части, связанной с формированием пенсионных накоплений, — за счет пенсионных накоплений, переданных (с учетом возврата) в управляющие компании.
«Таким образом, бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам. Что касается утвержденных изменений в бюджет, то они также носят чисто технический характер и соответствуют изменениям, внесенным в федеральный бюджет на 2018 год, ключевые параметры бюджета сохранены», — сказали в пресс-службе.
После начала пенсионной реформы первым делом возникает вопрос, а как дефицит бюджета ПФР скажется на простых пенсионерах и тех, кто готовится ими стать? Будет ли это для россиян очередной напастью или можно спать спокойно, не принимая валерьянку на ночь.
Экономист Михаил Делягин рассказал News.ru, что что дефицит бюджета ПФР никак не отразится на пенсионерах, потому что используемых средств в бюджете на 1 июня 7,8 трлн рублей, и покрытие дефицита Пенсионного фонда не является существенной проблемой федерального бюджета.
«Это то, что можно осуществлять достаточно легко и автоматически. Причина дефицита Пенсионного фонда — это налоговая политика Российской Федерации. 30 млн человек, то есть, 40% рабочей силы, находятся в «серой» сфере и не платят налоги. Из них порядка 15% работают только в теневом секторе», — заявил экономист.
По его словам, в России сложилась уникальная система регрессивного налогообложения оплаты труда, при которой чем человек беднее, тем больше у него денег забирает государство. «Поэтому бедные люди в значительной степени не могут платить налоги и поэтому их и не платят», — отметил он.
Говоря о том, есть ли вероятность, что бюджет ПФР будет профицитным, Делягин заявил: «В ситуации, когда 40% граждан не платят налоги и не делают социальные отчисления, это маловероятно».
Однако он не исключает, что ПФР может оказаться в более хорошем положении, чем планировалось, т.к. в этом году несколько десятков миллиардов рублей оказались неизрасходованными из-за более высокой смертности россиян, чем предполагалось.
«Но говорить о том, что он профицитен…Для этого надо было создать нормальную налоговую систему, при которой чем человек богаче, тем больше он платит (как во всем мире). Во-вторых, нужен контроль за средствами Пенсионного фонда, потому что сейчас куда бы вы не приехали в России, самое роскошное здание — это здание ПФР», — считает экономист.
Получается, что пока не принято решение касательно налогообложения доходов граждан, Пенсионный фонд будет дефицитен.
Тем не менее, согласно задумке правительства, пенсионная реформа должна как раз помочь ликвидировать возникший дефицит. Из-за более позднего выхода на пенсию трудовые взносы в Пенсионный фонд возрастут. Т.е. за счёт работоспособного населения по-прежнему удастся получать отчисления в ПФР. Однако решить проблему с наполняемостью ПФР за счёт работающих граждан можно лишь локально и никак не полностью.
Реформа однозначно пытается найти способы залатать сформировавшуюся «дыру» в бюджете ПФР.
Пенсионный фонд и Сбербанк реализовали совместный проект по предоставлению электронных услуг, который открыл для клиентов крупнейшей в стране кредитной организации доступ к интернет-сервисам ПФР через электронную систему «Сбербанк Онлайн». Теперь клиенты банка могут получать электронные услуги ПФР напрямую из своего личного кабинета на сайте банка или через мобильное приложение.
Учитывая, что Сбербанк входит в число крупнейших доставщиков выплат российским пенсионерам, одним из первых сервисов ПФР, появившихся в электронной системе банка, стала подача заявления о выборе доставочной организации. В планах — оформление через сервис сертификата на материнский капитал и распоряжение его средствами.
Конечно, нужно признать, что ПФР повышает качество обслуживания граждан, предоставляя государственные услуги в более короткие сроки и расширяя способы их оказания. Например, обратиться за услугой ПФР можно не только через клиентские службы фонда, но и через личный кабинет или портал Госуслуг. Всё это облегчает жизнь пенсионерам, но на кого рассчитаны эти изменения? Ведь подавляющее большинство пенсионеров толком не знают, что такое интернет и до сих пор пользуются преимущественно сотовым телефоном с кнопками. Да что там говорить, даже использование карт, на которые им перечисляют пенсии, для многих — большая проблема. Зачастую пенсионеры прибегают к помощи родственников, чтобы те сняли им деньги с банкомата, а сами и на расстояние выстрела не подходят к банковским аппаратам, доверяя по старинке наличке и не желая меняться и подстраиваться под реалии новой жизни.
Общий уровень финансовой грамотности у нас в стране растёт, но не такими темпами, которые хотелось бы видеть. Да и неинтересны пенсионерам гаджеты, мобильные банки и услуги личных кабинетов. Дело в недоверии граждан к новому. Намного проще отстоять очередь и поставить свою закорючку на бумаге, чем прибегать к электронным услугам, которые на самом деле могут сильно высвободить время.
Как объясняют увеличение дефицита в самом ПФР, это происходит в связи с падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест. Но проблема не только в этом, за последние семь–восемь лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП. Это эквивалентно 2,5 трлн рублей в год — почти столько же, сколько тратится денег на образование в стране, заявлял ранее Алексей Кудрин. Новая пенсионная реформа, при котором увеличивается пенсионный возврат должна в теории несколько разрешить данный вопрос. Правительство рассчитывает, что раз население будет выходить на пенсию позднее, то и взносов за время труда в ПФР поступит больше. Однако наряду с этим моментом возникает другой закономерный вопрос, а кто оплачивает пенсии уже существующих пенсионеров, число которых продолжает расти? Всем понятно, что на выплату текущих пенсий уходят деньги молодого и активного населения, пенсионные горизонты которых еще даже не видны. Но если это и решает проблему локально, то в глобальном масштабе изменений в лучшую сторону не предвидеться. Думаю, можно прогнозировать ухудшение ситуации, да и многие из нас даже и не рассчитывают на помощь государства. Новый закон пытается перекроить существующий бюджет и как-то прикрыть явную «дыру» в ПФР, но вряд ли такие нововведения как уменьшение расходов на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан или уменьшение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям отдельных категорий, решат проблему финансирования. Можно сделать «умные» перерасчеты, показать людям, что можно жить и на меньшие деньги, урезать отдельные статьи, но это не признак заботы о населении, а всего лишь маневр, чтобы снять с себя часть обязательств.
Пенсионная система в России является распределительной — взносы с зарплат работающих граждан финансируют выплаты пенсионерам, из-за чего в ПФР уже не первый год наблюдается дефицит, прогнозировать который достаточно сложно, ведь все зависит от роста зарплаты за период. Данный дефицит носит технических характер: обязательства перед пенсионерами продолжают выполняться, а в случае необходимости будут происходить дополнительные трансферты из федерального бюджета. Для изменения сложившейся ситуации и затевалось увеличение пенсионного возраста: в законе по бюджету ПФР планируется уменьшить дефицит до 73,8 млрд и 44,6 млрд рублей в 2019 и 2020 годах соответственно.
Номинально выпадающие доходы ПФР, вероятнее всего, не будут покрыты, поскольку использовавшийся ранее для этой цели Резервный фонд, как известно, был исчерпан, и прекратил своё существование. Тем не менее, в бюджет РФ по-прежнему заложена среднегодовая цена барреля нефти $40, тогда как сейчас она составляет $77. Вопрос о направлениях использования «избыточных над запланированными» доходов бюджета, по нашим сведениям, пока предметно не обсуждался. Есть вероятность, что часть этих средств как раз и будет направлен на балансировку данного дефицита. В целом, доходы ПФР у нас на сегодняшний день формируются валовым способом — т.е. рассчитываются как некая изначально заложенная в федеральный бюджет и запланированная доля от совокупной доходной части бюджета, формирующейся за счёт госдолей в российских предприятиях, дивидендов, налогов, акцизов, средств от продажи госимущества и т.д. Однако Минфин настойчиво требует, чтобы объём пенсий балансировался с притоком средств от НДФЛ работающих лиц, плюс доходы от инвестирования фиксированной части ПФР. Скорее всего, в ближайшие годы мы придём именно к такой схеме. Однако в этом случае, делать ПФР искусственно профицитным в тех случаях, когда число работающих граждан будет меньше числа пенсионеров, и при этом доходы от инвестиций вдруг по той или иной причине окажутся отрицательными, будет практически невозможно. Единственным выходом для ПФР при столь жёстком сценарии в такие эпизоды будет выпуск и размещение собственных облигаций.