Национальная ассоциации НПФ (НАПФ) и Ассоциация НПФ (АНПФ) согласились с Пенсионным фондом России (ПФР), что порядок выплат накоплений должен быть привязан к прожиточному минимуму пенсионера (документ есть в распоряжении NEWS.ru). Правда, при этом «частники» хотят уменьшить уровень, при котором назначается единовременная выплата, дабы выплачивать больше пожизненных пенсий. Какая будет после этого пенсия у россиянина, — в материале NEWS.ru.
Негосударственные пенсионные фонды в целом поддерживают необходимость по изменению критерия определения права на вид выплат за счёт средств пенсионных накоплений, но для получения положительного эффекта от внедряемых изменений и сохранения долгосрочной финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов им видится необходимым снизить предлагаемый 10-процентный порог соотношения до 5%.
Пятипроцентный порог предусмотрен действующим законодательством для назначения накопительной пенсии и обеспечивает для застрахованных лиц ежемесячную пожизненную прибавку к страховой пенсии, ежегодно индексируемую НПФ, что увеличивает индивидуальный коэффициент замещения утраченного заработка гражданина при выходе на пенсию. Кроме того, по расчётам членов того же СРО АНПФ, пятипроцентный порог не приведёт к увеличению сумм единовременной выплаты застрахованным лицам.
Представители негосударственных пенсионных фондов полагают, что при установлении 10-процентного соотношения в среднесрочной перспективе количество устанавливаемых единовременных выплат увеличится примерно на 20%, что приведёт к социальной нестабильности материального положения пенсионеров, так как с большой долей вероятности сумма единовременных выплат быстро иссякнет и государству придётся увеличить расходы бюджета для повышения размера пенсионного обеспечения граждан до уровня 40% от утраченного заработка (в соответствии с ориентирами, установленными Международной организацией труда (МОТ).
С другой стороны, это приведёт к снижению объёма инвестируемых средств пенсионных накоплений, что негативным образом скажется на развитии экономики страны, а также на размере получаемого дохода НПФ и их клиентов.
Проанализировав возможные последствия предлагаемого нововведения, мы пришли к выводу о необходимости сократить лимит назначения пожизненных пенсий с 10 до 5–7% ПМП. Так как иначе существенно возрастает доля назначений единовременных выплат, что может негативно сказаться на актуарной сбалансированности обязательств НПФ и ВЭБ перед клиентами.
В целом же новый подход, изложенный в предлагаемой методике, при условии определения единого критерия для расчётов — величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации — в значительной степени упростит жизнь и Пенсионному фонду, и застрахованным лицам при назначении им пенсий, серьёзно сократив операционные издержки и облегчив документооборот, сказал Угрюмов.
В целом «частники» приветствуют новый подход, так как он значительно упростит процесс назначения выплат и НПФ, и ПФР и ощутимо упростит процедуру для застрахованных лиц, обращающихся за назначением выплат. Однако, по их мнению, всё же 10% от ПМП — это многовато, так как резко увеличит долю назначения единовременных выплат пожизненных пенсий.
Важным моментом в этой ситуации является определение того, при каких условиях пенсионер сможет получить единовременную выплату, а когда ему будет выплачиваться мизерная пожизненная накопительная пенсия.
В настоящее время средний счёт по обязательному пенсионному страхованию, по данным ЦБ РФ за третий квартал 2019 года, составляет около 68 тысяч рублей, что в 2,5 раза ниже, чем средний счёт по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). По данным ПФР, в настоящее время средний размер накопительной пенсии составляет 956 рублей.
Этот размер может либо увеличиться, либо уменьшиться в зависимости от того, чья позиция «победит»: НПФ или ЦБ РФ.
В случае если окажутся сильнее доводы НПФ относительно критерия, по которому накопительные пенсии будут выплачиваться единовременно: 5–7% от прожиточного минимума пенсионера (9300 рублей в месяц), тогда будущие пенсионеры смогут получить единовременную выплату, если этот расчётный размер окажется как минимум на 20% ниже того уровня, который установлен в настоящее время (5% от размера страховой пенсии). На фоне снижения доходности, а также ввиду того, что размер вознаграждений НПФ за управление пенсионными накоплениями составляет 0,75%, то позиция НПФ вполне объяснима.
Должно отметить, что ЦБ РФ в настоящее время предлагает более мягкий вариант, поскольку 10% от ПМП — это 930 рублей в месяц, что выше на 25–28% среднего уровня текущей границы, рассчитываемого от среднего размера страховой пенсии. Поэтому, с точки зрения будущего пенсионера, более выгодно предложение Банка России, так как оно повышает вероятность получения именно единовременной выплаты, а как известно, деньги сейчас значительно дороже тех, что пенсионер сможет получить в будущем.
При выборе в качестве критерия ПМП необходимо также помнить и о сильной региональной дифференциации, поскольку уровень в 9300 рублей — это средний по России показатель и как минимум в половине регионов он на 700–1000 рублей ниже.
Учитывая ожидаемый рост инфляции на 1,5 процента до конца года в связи с коронавирусом и нестабильную ситуацию с ценами на нефть в среднесрочном периоде, пенсионеры скорее смогли бы выиграть именно от единовременной выплаты, а не от мизерных доплат даже с учётом их индексации, — сказала Финогенова.
Заметим, что вопрос определения критерия выплат единовременной суммы станет актуальным через 10–15 лет, когда средний размер счёта обязательных пенсионных накоплений хотя бы сравняется с тем, что мы наблюдаем в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Поскольку, несмотря на указанную ЦБ РФ цифру среднего счёта по ОПС в 68 тысяч рублей, в реальности накопительные счета конкретных граждан, в особенности в регионах, могут оказаться значительно менее объёмными, принимая во внимание относительно короткий срок накопления и низкий уровень зарплат.
Так сложилось, что пока накопительная пенсия не играет существенной роли в пенсионном обеспечении граждан и, скорее всего, практически любой механизм (НАПФ или ЦБ РФ), который будет в итоге принят — пройдёт для граждан незаметно, добавляет экономист из «Плехановки».
Подобный механизм должен быть гибким, чтобы своевременно реагировать на текущие экономические реалии. По моему мнению, цифры как в 10% от ПМП пенсионера, предложенные Банком России, так и 5–7% от НАПФ должны иметь реальное экономическое обоснование, связанное с прогнозом уровня жизни населения, инфляции, возможной доходности от инвестирования. Естественно, подобные расчёты должны ставить во главу угла прежде всего защиту интересов будущих пенсионеров, — резюмирует эксперт.
К сведению: пожизненная накопительная пенсия назначается тогда, когда объём пенсионных накоплений россиянина позволяет выплачивать более 5% по отношению к размеру страховой пенсии. Если же расчётный размер накопительной пенсии составляет 5% и менее, накопления выплачиваются единовременно.