По санкциям ударят специальным органом

Экономика 23 апреля, 2018 / 13:19

Вероятная модель поведения российского правительства и Центрального банка в условиях расширения санкций, включая обещанную помощь пострадавшему бизнесу, постепенно обретает всё более отчётливые очертания. В частности, планируется создать специальную структуру, призванную координировать взаимоотношения ведомств с попавшими под американский «каток» предприятиями. Впрочем, все комментарии официальных лиц по данному вопросу пока носят общий характер, а конкретные решения будут приниматься уже новым правительством, которое должно быть сформировано в мае.

О создании особого органа для реагирования на санкции при одном из ведомств правительства (пока неизвестно, при каком именно) сообщил накануне министр финансов Антон Силуанов. Такая структура, наподобие министерского департамента, должна будет изучать потребности компаний из санкционного списка и совместно с их руководством готовить конкретные предложения по реализации программы поддержки.

Также Силуанов рассказал, что на данный момент попавшие под санкции компании оценили свою потребность в дополнительных средствах примерно в 100 млрд рублей. Министр заверил, что правительство не собирается давать такие «немаленькие» деньги напрямую в капитал предприятий. Поддержать их ликвидность посредством авансового финансирования сможет Промсвязьбанк, на базе которого сейчас создаётся финансовая структура для обслуживания госконтрактов и заказов военно-промышленного комплекса. Со стороны кабмина одним из видов помощи могут стать госзакупки продукции, выпускаемой находящимися под санкции компаниями.

Главной же задачей правительства Силуанов видит помощь трудовым коллективам предприятий, попавших в трудную ситуацию, а именно сохранение нормального уровня занятости и зарплат.

С этой точки зрения рассматривается даже возможность национализации ведущего производителя алюминия — РУСАЛа, который в наибольшей степени пострадал от «наезда» со стороны США. Лишившись значительной части рынков сбыта, компания будет вынуждена сокращать производство, что может привести к массовому увольнению сотрудников, а их сегодня порядка 170 тысяч. Такого сценария необходимо избежать, считает Силуанов. Однако при этом он выступает против огосударствления экономики, подчёркивая, что национализация может быть только временной мерой, производить её необходимо за некую «символическую сумму», без каких-то гигантских компенсаций собственнику. Сам же РУСАЛ с таким предложением пока не выходил.

В целом правительство РФ пока не проявляет особого рвения в работе над санкционными проблемами. Вероятно, судьбоносные решения будет принимать уже новый состав кабинета министров. Эксперты справедливо полагают, что власти в этом вопросе должны сконцентрироваться на социальной составляющей, чтобы сохранить внутреннюю стабильность. В свою очередь примитивная денежная поддержка опальных компаний может спровоцировать США на новый виток санкций.

Напомним, что власти США 6 апреля объявили о введении новых жёстких санкций в отношении ряда российских бизнесменов, включая Олега Дерипаску, Сулеймана Керимова, Виктора Вексельберга, а также в отношении связанных с ними 15 компаний. Тогда же правительство пообещало помощь попавшему в беду крупному бизнесу.

Инвесторы интересуются, как жить дальше

О том, как Россия собирается жить под санкциями, иностранные инвесторы, главным образом американские, поинтересовались у представителей Минфина и ЦБ РФ в ходе традиционной встречи, состоявшейся в рамках весенней сессии МВФ и Всемирного банка. Во встрече принимали участие министр финансов Антон Силуанов и первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Вопросы касались долговой политики России в условиях санкций, а также мер правительства по поддержке санкционных компаний.

Российские финансовые власти подтвердили, что готовятся к новым санкциям, однако считают маловероятным их распространение на госдолг РФ. В этой связи Минфин пока не меняет свои планы по внешним заимствованиям на текущий год и не собирается осуществлять какие-либо экстраординарные операции (вроде выкупа гособлигаций) ни на внутреннем, ни на внешнем долговом рынке.

Впрочем, если продавливаемые американскими сенаторами санкции на госдолг всё же вступят в силу (против чего пока выступает финансовое ведомство США), у российских властей останется достаточно ёмкий внутренний долговой рынок. Именно внутренние займы призваны компенсировать возможный дефицит бюджета в случае снижения мировых цен на нефть. По оценкам Минфина, объём чистых внутренних заимствований может быть увеличен в текущем году на 200 млрд рублей.

Стоит отметить, что министр финансов Антон Силуанов в ходе визита в Вашингтон жёстко осудил санкционную политику США, практически приравняв её к протекционизму. В частности, по словам министра, ограничительные меры в отношении РУСАЛа сыграли на руку американским производителям алюминия, одновременно ударив по европейским компаниям, для которых российский концерн был главным поставщиком. В целом, по мнению Силуанова, введённые США санкции негативно сказываются не только на России, но и на всей мировой экономике.

«На полях» сессии МВФ и ВБ Антон Силуанов встретился со своим коллегой Стивеном Мнучином, который на прошлой неделе радостно заявил, что его ведомство удовлетворено эффектом введённых против России санкций. Встреча, состоявшаяся в подобном формате впервые с 2014 года, была посвящена санкционным вопросам, однако о чём конкретно говорили министры, как и положено, осталось неизвестным.

В свою очередь представитель Банка России Ксения Юдаева в ходе вашингтонского вояжа озвучила позицию ЦБ в отношении влияния санкций на экономику. Она отметила, что в условиях геополитических рисков меняются обе стороны платёжного баланса: снижается и приток капитала, и экспорт, что не может не влиять на курс рубля. В то же время, по её словам, эффект переноса на инфляцию колебаний валютного курса в последнее время значительно снизился. Хотя ослабление рубля и повлияет на инфляционные ожидания, годовая инфляция едва ли выйдет за пределы целевого уровня ЦБ в 4%. Зампред ЦБ также заметила, что процесс снижения ставки с нынешних 7,25% до «нейтрального» коридора 6–7% годовых может замедлиться.

Между тем не только финансовые власти, но и большинство экспертов не сомневаются в том, что санкционное давление на российскую экономику будет продолжено. В этом есть и определённые плюсы — в условиях растущей изоляции у России появляется шанс за счёт структурных реформ сделать свою экономику более диверсифицированной и менее зависимой от западных партнёров.

Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова:

— Санкции против российской экономики, скорее всего, будут усиливаться в ближайшее время. В этих условиях создаваемая правительством специальная структура должна помочь попавшим под санкции компаниям в поиске новых партнёров по всему миру. Именно таким образом была решена проблема с импортозамещением по продуктам питания, поставляемым из Европы. Другой вопрос — качество будущих решений с новыми компаниями-партнёрами, а также себестоимость и окупаемость. Вместе с тем таким компаниям можно было бы предоставить кредиты на более выгодных условиях, в том числе с целью организации локальных региональных проектов в России.

Вопрос заключается в другом: насколько такая помощь будет оправданной, смогут ли российские компании в будущем сами решать текущие вопросы в конкурентной борьбе за рынки? Безусловно, определённая поддержка со стороны государства отечественным компаниям была бы очень кстати, но тогда и интересы компаний должны хотя бы частично удовлетворять интересам страны и её дальнейшему экономическому развитию. К сожалению, или к большой удаче, но нам нужно привыкнуть уже к санкционной риторике и понять, что если мы сами не начнём развивать свою экономику посредством ли пятилеток или других стратегических инициатив, мы не сможем показать устойчивый рост.

На самом деле, у нас есть всё: огромная территория, богатая ресурсами, человеческий потенциал, определённый технологический задел. Осталось дело за малым — начать надеяться на самих себя!

Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»:

— В течение года, вероятно, будут новые санкции, хотя когда именно — сказать трудно. Поэтому государственная поддержка, разумеется, нужна. Однако её объёмы необходимо определять разумно, с учётом реальных потребностей предприятий в финансировании, не ставя целью непременно восстановить стоимость активов для владельцев. При этом возможен даже выкуп активов по упавшим рыночным ценам.

Правительство может осуществлять помощь санкционным компаниям через один из госбанков, вероятно — через Промсвязьбанк, опорный банк ВПК. ЦБ же по мере необходимости будет докапитализировать банк, через который оказывается помощь.