Орешкин разочаровался в экономике

Экономика 28 июня, 2018 / 14:28

Минэкономразвития решило ухудшить свой прогноз по росту экономики России на текущий год. На решение ведомства повлияли нестабильная геополитическая обстановка, а также повышение кабмином НДС.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства, на который ссылается агентство «Прайм», рассказал, что в 2018-и рост ВВП замедлится до 1,9% с ранее прогнозировавшихся 2,1%. При этом ситуация с 2019 годом выглядит куда более плачевной — 1,4% место 2,2%.

Отмечается, что данные по росту ВВП за I квартал 2018-го также будут пересмотрены, однако на этот раз — в сторону повышения (до 1,5% с 1,3%).

Между тем, источник не исключил, что с учётом пересмотра других секторов оценки на малый и средний бизнес итоговый темп роста по текущему году может составить около 2% или даже больше. Но именно геополитика остаётся риском для экономики РФ и продолжит им оставаться.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Jiri Hubatka

Как и прежде, основные экономические угрозы до Москвы доносятся из США. В первую очередь, речь идёт о росте ставок ФРС, которые сказываются на оттоке капитала. Кроме того, своё вклад в ухудшение экономических показателей вносят и продолжающаяся торговая война, инициированная Дональдом Трампом. Спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, крайне сложно. И даже не из-за непредсказуемости Америки, а из-за того, что данный риск является крайне сложным и серьёзным, поэтому путей разрешения крайне много.

В 2019 году стране придётся адаптироваться к сложным изменениям в макроэкономических реалиях. Прежде всего, нужно упомянуть непопулярное среди населения повышение НДС до 20%, а также начало действия пенсионной реформы. Поэтому экономический рост на следующий год резко замедлится.

Фото: News.ru/Дмитрий Киселёв

Инфляция отразится на доходах россиян, а расходы при этом возрастут. Доходы в структуре экономики будут перераспределяться, что тоже будет иметь негативное влияние на ВВП. При этом важно помнить, что, согласно новым правилам, НДС начнут собирать сразу, а вот тратить эти средства бюджет сможет лишь во втором полугодии.

Свет в конце тоннеля

Но есть и светлая сторона в прогнозах МЭР. Так, прогнозируется, что отток капитала составит $25 млрд (ранее речь шла о $33 млрд).

Согласно ожиданиям ведомства, к 2024 году отток капитала достигнет околонулевых значений. Пока что подобный прогноз больше похож на миф. Даже несмотря на уменьшение оттока капитала из России, представить, что его не будет вообще, крайне сложно. Любой крен на мировых рынках, усиление санкций или провозглашение нового кризиса будут катализатором для ухода денег из России. Однако в МЭР уверены, что страна выйдет в этом значении на ноль. Главное, чтобы при этом на ноль не скатилась наша инвестиционная привлекательность.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Wang Ying

Непривлекательная Россия

А пока что по инвестициям нас ожидают неприятные последствия. Рост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 3,5% (4,8% ранее), в 2019 году он вообще скатится до 3,1% против 5,6%, предполагавшихся до этого. Оба пересмотра являются довольно существенными для нас.

Однако Минэкономразвития уверено, что реализация комплекса мер по повышению уровня инвестиций до 25% ВВП к 2024 году переломит столь плачевную ситуацию. Ожидается, что, начиная с 2020 года, темпы роста инвестиций смогут подняться выше 6%, а экономический рост в 2021–2022 годах превысит 3%.

С реальными зарплатами, предполагается, всё тоже будет плохо. В 2019 году рост замедлится до 1% с 6,3% в 2018-м. На эти показатели окажут давление снижение экономической активности и ускорение инфляции.

Фото: АГН «Москва»/Александр Авилов

Как заявлял ранее первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов, с начала текущего года реальные зарплаты выросли на 9%.

При этом МЭР довольно оптимистично смотрит на прогноз по нефтяным ценам. Повысив в апреле прогноз на текущий год по среднегодовой цене до $61,4 ($43,8 ранее), министерство прогнозирует, что в 2018 году этот показатель будет равен $69,3, в 2019-м — $63,4. При этом в 2024 году стоимость может снизиться до $53,5. А договоренности ОПЕК+, естественно, будут учтены в обновленном макропрогнозе министерства на следующие годы.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»:

Апрельские события серьёзно изменили расчеты Минэкономразвития, как и инфляционные ожидания. Рост цен на бензин при высокой стоимости нефти, а также ослабление рубля почти на 10% проверили на прочность предыдущие прогнозы по приросту ВВП к концу года. Снижение прогнозов, с учётом резкого скачка цен на все товары и услуги и маловероятного снижения их обратно, до 1% МЭР предпринято именно из-за этих изменений. Новости о повышении пенсионного возраста, связанные с этим попытки ухода в теневую экономику граждан, а также возможное повышение НДС до 20% и серьёзное сокращение компаний малого бизнеса (как и фирм-однодневок, впрочем) к концу этого года — все эти факторы влияют на расчёты, но больше в качестве фона на этот год и, как свершившийся факт, на следующий 2019-й. Вместе с тем, на прогнозы оказывает влияние и положительная динамика по росту экспорта и внутреннего потребления, а также ЧМ-2018 и дальнейшее развитие туристического сектора, который может дать в ближайшей перспективе до 0,8–1% ВВП дополнительно. Поддержание туристических и производственных кластеров приносит дополнительный доход и из-за слабого рубля, поэтому окончательные цифры будут известны только в следующем году. В любом случае, государство старается выжать максимум из ситуации и готово не только забирать, но и давать.

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

Фото: NUR.KZ

В МЭР, вероятно, посчитали предыдущий прогноз слишком оптимистичным, так как он был сделан ещё до апрельского падения рубля и ужесточения санкций США против России. Кроме того, в министерстве приняли во внимание новые исходные данные, такие как, например, повышение НДС с 2019 года, способное повлиять на инфляцию в 2019 году, а уже сейчас — на инфляционные ожидания. Слишком оптимистичный прогноз по росту ВВП грозит оказаться невыполнимым, так как даже итоги I квартала разочаровали оптимистов. Напомним, что российский ВВП вырос за I квартал на 1,3% в годовом исчислении, в то время как рынок ожидал роста не менее чем на 1,5%. Отчасти в медленном росте виновато участие России в соглашении ОПЕК+, так как добыча нефти сокращается, значит, сокращаются и заказы в смежных отраслях. В текущем году роста ожидать следует, но вряд ли он превысит темпы в 1,8–1,9%. Пока можно констатировать, что наш экономический рост сильно зависит от нефтегазового сектора. Впрочем, не всё так мрачно — в МЭР улучшили прогноз по промышленному производству на текущий год.

Артём Деев, ведущий аналитик Amarkets:

Фото: CRYPTOEXPO.MOSCOW

Снижение прогноза по темпам мирового экономического восстановления полностью отражает ситуацию с ростом напряженности в торговых отношениях США и Китая. Поскольку в торговом конфликте участвуют сразу две ведущие экономики мира, неудивительно, что все говорят о высокой вероятности его трансформации в мировую торговую войну, что неизбежно приведет к всеобщему экономическому спаду. Стоит отметить, что данный сценарий более чем вероятен. Поскольку ещё на прошлой неделе стало ясно, что в попытке покончить с торговой несправедливостью США решили зайти очень далеко, что подтверждает существенное ухудшение отношений и с Еврозоной. После того, как Евросоюз принял решение ввести ответные импортные пошлины на американские товары общей стоимостью $3,2 млрд, США пообещали ввести дополнительные тарифы по ставке 20% на импорт всех автомобилей из Европейского союза. Президент США Дональд Трамп сообщил об этом в минувшую пятницу. По оценке Bloomberg, пошлины добавят к цене производимых в Европе автомобилей около $10–15 тыс., что приведёт к неминуемому падению экспорта. Если новостной фон не улучшится, мировую экономику ожидают смутные времена.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

В Министерстве ссылаются на геополитические проблемы и на повышение НДС в 2019 году. К геополтическим проблемам они относят непростую ситуацию на развивающихся рынках, из которых идёт отток капитала, который, в свою очередь, обусловлен повышением ставки в США. Ещё торговые войны увеличивают риск спада мировой экономики, что неизбежно повлияет на темпы роста в России. В 2019 году главным фактором торможения роста станет НДС, который подрастёт на 2%. Вообще, непонятно какие цели ставит наше правительство, так как с одной стороны, основная задача, поставленная президентом, — увеличение темпов роста, с другой стороны, они повышают налоги, что всегда экономический рост тормозит. Последние майские макроэкономические показатели в России были очень плохими. Индекс активности в промышленности PMI опустился ниже 50%, а это говорит уже не о росте экономики, а о спаде. Введя бюджетное правило, правительство поставило себя в жёсткие условия, с которыми, судя по всему, не справляется. Ситуация на глобальных рынках и в мировой экономике меняется быстро и тут необходимы гибкие подходы, которые позволяли бы адекватно реагировать на внешние вызовы.

Павел Щипанов, руководитель группы анализа и исследований ICBF:

Одним из ключевых факторов роста экономики является активность потребителей, которая никак не может увеличиваться в условиях замедления роста реальных зарплат в стране. Рост НДС должен привести к разгону инфляции, а это, в свою очередь, заставляет население сокращать расходы и меньше покупать, в следствие чего обязана снизиться рентабельность продаж производителей, что в условиях и так достаточно низкой покупательской способности может оказать негативный эффект на динамику ВВП. По заявлению МЭР рост зарплаты в первом полугодии 2018 года составил 6,3%, тогда как экономика выросла всего на 1,3%. Совершенно очевидно, что прогнозируемое увеличение заработных плат в 2019 на 1% должно существенно помешать росту ВВП.