Новый «закон Яровой» подрывает планы правительства

Экономика 08 октября, 2018 / 15:16

Очередной законопроект вице-спикера Госдумы Ириной Яровой наделал много шума. Депутат предлагает запретить торговым точкам возвращать товары, которые не удалось продать, даже если у них истёк срок годности. Члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) предрекли стране продуктовый кризис, если «закон Яровой» вступит в силу. Реально ли страну ждёт очередной дефицит продуктов на прилавках, сколько потеряют производственные предприятия и бюджет — рассказывает в интервью порталу News.ru председатель президиума АКОРТ, бывший замминистра экономического развития России Сергей Беляков.

Фото: Константин Чалабов/РИА НовостиСергей Беляков

— Действительно ли существует реальная проблема, когда ретейлеры злоупотребляют правом вернуть нереализованный товар производителям?

— Такой проблемы нет совершенно. Во-первых, действующим законом о торговле уже запрещено возвращать просроченную продукцию, она подлежит утилизации. Во-вторых, закон также запрещает навязывать контрагенту условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством. В частности, можно вернуть товар, если в нём обнаружились скрытые проблемы с качеством или поставщик сам заинтересован в таком возврате. Например, для повторной переработки.

— То есть избранный законотворцами подход — чрезмерно жёсткий?

— Этот подход избыточный, а инструментарий дублируют существующие запреты, не создавая конструктивной альтернативы механизму саморегулирования и не привнося что-то действительно востребованное рынком и его участниками.

Саморегулирование как механизм решения спорных ситуаций уже продемонстрировал свою эффективность. В декабре 2016 года между РОСПиК (Российская Гильдия Пекарей и Кондитеров. — News.ru) и АКОРТ был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Главной целью документа стал поиск решения проблемы возвратов. В феврале 2017 года аналогичное соглашение об оптимизации заказов и поставок хлебобулочной продукции в торговые сети АКОРТ подписала с РСП.

Только за первое полугодие прошлого года эффект от соглашений дал не менее 5 млрд рублей экономии расходов хлебопёков при снижении объёмов возврата более чем в два раза.

Кроме того, участники инициативы считают, что избранный подход будет способствовать решению глобальной задачи экономики — снижению непроизводственных потерь в объеме до 30% от всей производимой продукции.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

— Если законопроект примут в нынешнем виде, каким будет масштаб потерь ретейлеров?

— При запрете возвратов товарооборот торговых сетей может снизиться на 300−400 млрд рублей в год. Чистая выручка сократится в среднем на 5−7%, снизятся налоговые поступления в бюджеты всех уровней. При этом вырастут продовольственные потери на 4%, что окажет существенное негативное влияние на инвестиционную привлекательность сектора.

— Кто ещё пострадает от этого закона? Как он скажется на производителях и трейдерах, которые поставляют товары ретейлерам?

— Для малых и средних производителей со сравнительно узким ассортиментом продукции, например, с выпуском 5−20 видов товаров с коротким сроком годности, снижение объёмов выпуска вдобавок к необходимому изменению логистических схем — увеличение частоты поставок при снижении объёма партий — будет наиболее болезненным. При отсутствии альтернативных каналов сбыта это поставит таких производителей перед угрозой краха. Наиболее чувствительным такое снижение объёма продаж будет для мелкотоварных региональных производителей.

Фото: duma.gov.ruВице-спикер Госдумы Ирина Яровая

— А как это затронет крупных производителей?

— Они выпускают широкий ассортимент продукции с различными сроками годности, поэтому у «крупняка» сократятся продажи той группы товаров, в отношении которых будут установлены ограничения.

Но спад может быть компенсирован увеличением производства товаров, в отношении которых ограничений не будет. Также относительно безболезненно крупный производитель может прекратить производство определённой группы товаров при снижении закупок в зависимости от доли такого объёма производства в общем выпуске.

И для всех типов производителей, за исключением транснациональных компаний со значительными рекламными бюджетами, возникнут серьёзные ограничения по продвижению новых товаров.

Наиболее серьёзно это повлияет на отечественных производителей, работающих в рамках импортозамещения.

— Правда ли, что возникнет дефицит на прилавках?

— Для потребителей запрет возвратов выразится действительно в общем сокращении ассортимента продовольственных товаров. Возникнет риск невозможности купить продукты в отдельные часы работы предприятий торговли, в особенности в выходные дни.

Сейчас в общем количестве товаров со сроком годности до 30 дней в ассортименте торговых сетей товары со сроком годности до 5 дней составляют около 60%; со сроком годности от 5 до 20 дней — около 25%; а товары со сроком годности от 20 до 30 дней — около 14%.

При этом продукция со сроком годности до 10 дней занимает около половины торговой площади в торговых сетях.