В минувшие выходные Совет Евросоюза ввел потолок цен на российскую нефть в размере $60 за баррель. Это значит, что судам с нефтью, купленной по цене выше этой, европейские компании, которые доминируют на рынке, будут отказывать в технических, страховых и финансовых услугах. А даже Китай требует наличия западных страховок. Также с сегодняшнего дня вступает в силу запрет на покупку членами ЕС российской нефти, доставляемой по морю. К потолку цен, а частично и к эмбарго присоединились страны «Большой семерки» (G7) и Австралия. Как новые санкции повлияют на курс рубля, экономическое положение России и ее граждан, объяснит NEWS.ru.
Если до 5 декабря еще были надежды на то, что Европа не откажется от российской нефти, доставляемой по морю, то сегодня все сомнения исчезли. С 5 февраля такое же эмбарго коснется российских нефтепродуктов. Впрочем, в субботу Евросоюз пошел дальше и официально ввел потолок цен в $60 за баррель российской нефти.
Это значит, что суда с нефтью, которую купили по более высокой цене, европейские компании не будут страховать, обслуживать финансово и технически. При этом Евросоюз будет пересматривать высоту потолка раз в два месяца, но так, чтобы цена российской нефти была хотя бы на 5% ниже рыночной. Те же самые меры согласовали Австралия и страны G7, в которую помимо членов Евросоюза входят Великобритания, США, Япония и Канада. Последние месяцы государство спорили между собой о размере потолка: одни считали нужным установить его в районе $80, другие — опустить до $30. Видимо, пока на Западе приняли соломоново решение.
Между тем, как пишет РБК со ссылкой на Институт международных финансов (IIF), около 50% российской нефти, вывозимой из портов страны, транспортируется танкерами греческих судовладельцев (Греция входит в ЕС). А 90% судов в мире страхуется с помощью лондонской ассоциации «Международная группа клубов взаимного страхования» (International Group of P&I Clubs). И до введения санкций Евросоюз, США и Великобритания ввозили две трети объемов российской нефти и нефтепродуктов, продаваемых на международном рынке, уточняет издание. При этом США и Канада еще в начале весны 2022 года отказались от покупки нефти из РФ, Великобритания — в июне, а Япония просто значительно сократила закупки нефти.
Западные страны считают потолок в $60 приемлемым для того, чтобы и ослабить Россию в проведении спецоперации на Украине, и в то же время сохранить для нее выгодные условия добычи и торговли. Ведь если постараться убрать ее с рынка полностью, международный энергетический кризис только усилится, опасаются в Европе.
Президент Владимир Путин и глава Минэнерго Николай Шульгинов все последние месяцы повторяют, что Россия не будет продавать нефть странам, которые введут потолок цен. То же самое они говорят и по поводу обсуждаемого в Европе потолка цен на газ. Более того, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня заявил, что Россия готовит ответные меры, но не уточнил какие. Также он заверяет: потолок цен не повлияет на ход спецоперации на Украине.
Очевидным и неоспоримым является одно: принятие этих решений — это шаг в сторону дестабилизации мировых энергетических рынков, — добавил пресс-секретарь.
Последние 16 лет нефтегазовые доходы России составляют от 34% до 51% доходов бюджета РФ. Однако российские власти регулярно отчитываются о наращивании поставок в Китай, и РФ стала главным экспортером нефти в КНР по данным на июнь. Правда, СМИ тогда же добавляли: китайцам дают скидки в 10–30%. Но в июне баррель Urals стоил $87,3, а в конце ноября, по данным агентства Argus, в партии с отгрузкой из порта Приморска баррель упал уже до $48. При этом бюджет России на 2023 год и плановые 2024–2025-й сверстан из расчета $70 за баррель.
Кроме того, недавно замглавы Минтранса Александр Пошивай заявил, что китайские власти и компании отказываются признавать страховые документы на суда, выданные российскими страховщиками. Россия хочет предложить КНР возможность двустороннего признания сертификатов, однако чем закончится этот диалог, неизвестно.
Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:
Потолок в $60 достаточно комфортен для России, но некоторые страны настаивали на более низком показателе, и он еще будет пересматриваться. Впрочем, проблема не столько в потолке цен, сколько в эмбарго, потому что европейский рынок закупал у нас значительную часть нефти. Поставки могут ощутимо снизиться и из-за позиции Китая по наличию международной страховки у российских кораблей. А сокращение поставок бьет по доходам бюджета, который уже сверстан с небольшим, но дефицитом. Расходы на науку уже сократили на 10%, а один из известных депутатов Госдумы предложил сократить расходы и на экологию. Видимо, взгляд государственных финансистов тоже будет обращен в сторону уменьшения гражданских (не оборонных. — NEWS.ru) статей бюджета.
Аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров:
Если, как и обещали российские власти, поставки в страны, поддерживающие потолок цен, прекратятся после переходного периода (19 января 2023 года), то приток валютной выручки в Россию сократится и курс доллара может дойти до 68–70 руб. (чего ранее хотели добиться в правительстве РФ, чтобы увеличить рублевые доходы от продажи нефти и газа. — NEWS.ru). Если сокращение нефтяной валютной выручки совпадет с рецессионным падением цен на нефть, то в начале 2023 года рубль может ослабеть и сильнее. Естественно, участники валютных торгов подобные риски закладывают в котировки заранее, поэтому в декабре курс российской валюты будет стараться подтягиваться к более низким значениям — 65–66 за доллар США, 67–68 за евро и 9,3–9,5 за юань. Отказ России от условий потолка цен также подразумевает спад цены за баррель Urals до $40–45. Что, естественно, приведет и к более сильному сокращению объема нефтяного экспорта России. Однако, по нашим оценкам, когда во второй половине 2023 года цены на нефть снова начнут расти и для российских нефтяных поставок будет создана уже своя инфраструктура по транспортировке и страхованию, никакого потолка цен на нашу нефть не будет: он разлетится по мере роста нефтяных котировок. При таком сценарии будущие финансовые выгоды для России с лихвой компенсируют финансовые потери следующих шести-семи месяцев.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев:
Цена российской нефти уже в ноябре, в ожидании решения Европы по потолку цен, снизилась до уровня $48–52 доллара за баррель. Нефть по такой же цене ранее поставлялась покупателям в Азии, которым мы давали скидку в 30% и которые пользуются ситуацией и закупают наше сырье с особыми условиями. Курс российского рубля, очевидно, будет под давлением этих факторов: уже сегодня и доллар, и евро на МосБирже растут. И наверняка эта тенденция продолжится, поскольку доходы от нефтегазовой отрасли будут снижаться. Вероятнее всего, к концу месяца доллар будет продаваться уже по 68–70 рублей, а евро — по 72–73 рубля. Доходы бюджета также будут снижаться, поскольку ожидается снижение производства нефти — в пределах 1–1,5 млн баррелей в сутки. По данным на ноябрь, наша страна добывала 10,8 млн баррелей в день. Для граждан это означает, что свободных средств у государства на реализацию социальных функций будет меньше. Это приведет к необходимости новой индексации тарифов ЖКХ, увеличению налогов и так далее.