Благодаря мощному подъёму мировых цен на нефть доходы России от продажи углеводородов смогли перекрыть растущие расходы на оборону, социальную сферу и масштабные инфраструктурные проекты. В результате впервые за много лет государственный бюджет РФ оказался профицитным.
Как сообщило накануне Министерство финансов, профицит федерального бюджета за январь–апрель 2018 года достиг 181 млрд рублей, что составляет 0,6% ВВП. При этом доходы бюджета достигли 5,527 трлн рублей, расходы — 5,346 трлн рублей.
Показательно, что из общей суммы доходов львиную долю в объёме 3,037 трлн рублей сформировала возросшая выручка от продажи нефти, газа и нефтепродуктов. И это немудрено, учитывая, что за первые четыре месяца года цена на нефть эталонного сорта Brent, чуть ниже которой торгуется российская Urals, поднялась примерно на 15% — с $65 до $75 за баррель.
В сообщении финансового ведомства также отмечается, что самые большие бюджетные траты (более 1,6 трлн рублей) в январе–апреле пришлись на статью «Социальная политика», куда входят расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Второй расходной статьёй стала оборона — 1,1 трлн рублей.
В начале недели российский Минфин с гордостью сообщил, что за весь 2018 год он ожидает профицит бюджета в размере около 2% ВВП. Между тем в действующем законе о бюджете прописан дефицит на уровне 1,3% ВВП (около 1,27 трлн рублей). Согласно новому прогнозу Минфина, доходы бюджета в 2018 году ожидаются на уровне 17 трлн рублей, а расходы — 16,6 трлн рублей.
Последний раз превышение доходов казны над расходами было зафиксировано в 2011 году. В 2016 году дефицит достигал почти 3 трлн рублей, в 2017-м — 1,3 трлн рублей.
Минфин ожидает, что дополнительные доходы федерального бюджета от экспорта нефти и газа достигнут в текущем году 2,75 трлн рублей, что в пять раз больше заложенного в бюджете показателя. Но всем этим планам суждено сбыться только в том случае, если цена на нефть не упадёт. Сейчас стоимость барреля Brent уже приближается к отметке $80, тогда как в нынешнем бюджете заложена оценка в $40 за баррель.
Если кто-то успел обрадоваться, что удачная нефтяная конъюнктура позволит правительству увеличить расходы на социальную сферу или развитие промышленности, то такой человек слишком наивен. Как и в докризисный период, когда нефтяные цены превышали отметку $100, большинство дополнительных доходов правительство будет складывать в кубышку.
Минфин ранее уже объявил, что на 2,75 трлн рублей добавочных средств, полученных от высокой цены на нефть, будет куплена иностранная валюта для пополнения Фонда национального благосостояния. Часть этих валютных средств будут, как положено, вложены в сверхнадёжные, но малодоходные гособлигации США для финансирования счастливой жизни американцев.