Европа не отвернётся от российской нефти, причём не только из-за контрактных обязательств, но и из-за сложившегося дефицита на сернистые сорта. Оценивая тревожную ситуацию вокруг магистрального трубопровода «Дружба» и отказ Польши принимать «некондиционную» нефть из РФ, опрошенные News.ru эксперты в один голос заявляют: речь идёт о техническом сбое, который будет преодолён в рабочем порядке.
НПЗ в Польше и Германии больше не могут принимать и перерабатывать нефть с показателями, которые зафиксированы в пункте приёмки поставок Адамово. Они прекратили транспортировку на неопределённый срок в 22:00 среды по варшавскому времени, сообщило БелТА. Оператор польского участка нефтепровода «Дружба» PERN уведомил белорусскую сторону об остановке транзита по западному направлению. Как отмечается в его письме, продолжение поставок нефти с повышенным (до 30 раз от предельного норматива) содержанием органических хлоридов порождает риск серьёзной промышленной аварии как для НПЗ, так и для логистической системы PERN.
Транзит нефти из России по нефтепроводу «Дружба» через территорию Украины для НПЗ Чехии, Словакии и Венгрии продолжается в объёме около 40 тыс. тонн в сутки, «некондиционная» нефть поступит на пункты сдачи в Венгрию и Словакию через 4–5 дней, сообщил, в свою очередь, оператор белорусского участка трубопровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Однако, по данным источников Reuters, российская нефть перестала поступать в Чехию с польской территории. Официального подтверждения этому нет.
Что касается Белоруссии, она, напомним, «вынужденно приостановила» экспорт российской нефти. По данным телеканала «Беларусь 1», потери республики превышают «сотни миллионов долларов», а в резервуарах скопилось уже более миллиона тонн «опасной продукции».
Минск предложил «Транснефти» механизм вытеснения некачественной нефти из нефтепровода «Дружба», однако ответа пока не получено, сообщил телеканал. Ранее «Транснефть» обнаружила источник загрязнения на участке Самара — Унеча и смогла частично возобновить транспортировку «чистой нефти».
Я не вижу тут никаких серьёзных рисков для экспорта российской нефти. Никакой катастрофы нет, произошёл рабочий инцидент, который решается в рабочем порядке. «Транснефть» уже признала эту ошибку со своей стороны и старается максимально быстро её исправить, — говорит начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
Собеседник News.ru не видит политической подоплёки ни в случае с Польшей, ни в случае с Белоруссией. А сценарий, при котором вся Европа откажется принимать российскую нефть, он вообще не рассматривает. Авакян напоминает, что Россия ежегодно экспортирует более 200 млн тонн нефти в европейские страны, из которых около 40 млн тонн идёт по нефтепроводу «Дружба». В случае одновременного прекращения этих поставок заместить столь значительные объёмы из других источников быстро не получится.
От российской нефти в Европе, конечно, не откажутся. Подобные технические инциденты, к сожалению, иногда случаются, но вопрос сейчас в том, как обеспечить проход новых партий, уже качественной нефти. Наши европейские партнёры связаны контрактными обязательствами, кроме того, сложился дефицит на сернистые сорта, а ещё впереди маячит угроза полной остановки экспорта из Ирана, — отмечает главный стратег УНИВЕР Капитала Дмитрий Александров.
Директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын, в свою очередь, проясняет техническую сторону вопроса. По его словам, прежде чем поставлять нефть на экспорт через трубопровод, её предварительно очищают от неорганических соединений, таких как хлориды натрия, кальция и магния, а также — от органических хлорсодержащих соединений. Последние крайне опасны из-за своей коррозионной агрессивности, что может вывести из строя оборудование НПЗ, в частности, каталитические системы. И тогда ущерб составит миллионы долларов США.
Не всегда способы очистки бывают эффективны, возможны сбои техногенного характера. Поэтому в договоре поставки всегда оговариваются действия сторон в случае, если идёт превышение определённых норм органических хлоридов и неорганических соединений, — поясняет Лисицын.
По его словам, как только ситуация выправится, загрязнённую нефть откачают в специальные резервуары и либо её утилизируют, например, в качестве печного топлива, либо подвергнут дополнительной очистке. Последствия нынешней аварии, убеждён эксперт, будут незначительны и их удастся преодолеть в рабочем порядке. Российская сторона, вероятнее всего, выплатит компенсацию. Лисицын не исключает, что инцидент как-то сыграет на руку Ирану в преддверии санкций, поскольку иранская нефть считается самой качественной.
За качество транспортируемой за границу нефти отвечают нефтяные компании и «Транснефть» как монополист в поставках по трубопроводам. Опасения белорусских и польских потребителей вполне обоснованы, действительно, повышенное содержание хлоридов в нефти может привести к аварии на НПЗ, — говорит заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
В то же время, на её взгляд, вокруг этой технической проблемы намеренно нагнетаются политические страсти. Антироссийски настроенные политики в Центральной Европе, особенно в Польше, только и ждут повода для введения в отношении РФ новых санкций ЕС, и сейчас они будут делать всё возможное, чтобы превратить эту историю в фактическое эмбарго для российской нефти. Но у проблемы есть и обратная сторона: начнут простаивать белорусские и европейские НПЗ, которые изначально были адаптированы к переработке сернистой нефти из России, а найти замену будет непросто и дорого. Но в конечном итоге страсти улягутся, виновные в поставках «некондиционной» нефти будут наказаны, а покупатели, в частности, Белоруссия, получат скидку от России.
Поставки в Европу, безусловно, сохранятся. Если вдруг какие-то страны вроде Польши решат отказаться от российской нефти, для нас это будет не самая большая потеря. В Польше не очень большой рынок, и чтобы заместить предназначенные для него объёмы нефти, особых телодвижений не понадобится, — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Кроме того, продолжает собеседник News.ru, с начала мая на мировом рынке назревает краткосрочная перспектива небольшого дефицита нефти — в пределах 600–700 тысяч баррелей. Объём небольшой, но его нужно будет заместить странам, входящим в ОПЕК+ (кроме Ирана). На фоне этого дефицита отказываться от поставок из РФ будет, мягко говоря, не очень легко. Для конечных потребителей в Европе, которые пойдут на это, цена на нефть может взлететь на десятки процентов. Им придётся искать свободные объёмы на рынке, которые всегда дороже.
Эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов убеждён: и Белоруссия, и Польша не смогут долго существовать без российской нефти и закупать её у альтернативных источников. Им это невыгодно. Проблемы с качеством носят исключительно технический характер. Учитывая принятые «Транснефтью» меры, логическая цепочка поставок, как и прежде, не нарушится. А другие страны Европы не станут следовать примеру Польши и Белоруссии и делать резкие шаги. «Транснефть» увеличит прокачку качественной нефти по северной ветке Сургут — Полоцк, чтобы компенсировать недостачу на период устранения технических проблем.
Быстро решить эту проблему не удалось, хотя она признана всеми сторонами. Вряд ли эти задержки носят умышленный характер, тем не менее политики пытаются использовать ситуацию в своих целях. Активнее всех выглядит Белоруссия, которая под разными предлогами пытается получить максимум уступок от России, — говорит главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
По его словам, другие страны в основном ограничиваются заявлениями о качестве поступающего сырья — на уровне компаний, вовлечённых в производственную цепочку. Весьма показательна крайне сдержанная позиция Украины, которая, по идее, может считаться наиболее пострадавшей стороной. Как только качество нефти вернётся к норме, технологическая цепочка вновь заработает в привычном режиме. Впрочем, если решение проблемы затянется, то государства, получающие российскую нефть транзитом через Белоруссию и Украину, тоже могут приостановить поставки. Но это маловероятно.
Между тем, как сообщает польский концерн Orlen, переработка нефти на НПЗ в Плоцке и поставки топлива на АЗС Orlen продолжаются, несмотря на временную приостановку прокачки сорта Rebco по системе «Дружба». Это возможно благодаря накопленным значительным запасам сырья и последовательной диверсификации поставок нефти, поясняет компания. До восстановления поставок по трубопроводу «Дружба» Orlen будет осуществлять поставки сырья морским путём до Гданьска, а далее по нефтепроводу до Плоцка, реализуя долгосрочный контракт с Saudi Aramco Oil Company и покупки по формуле spot. Сегодня почти 50% нефти, приобретаемой Orlen для НПЗ в Плоцке, приходит не из России, а с других направлений — из Норвегии, Анголы, Нигерии и Саудовской Аравии.