Котировки европейской нефти Brent вчера опускались до рекордных с начала апреля $99 за баррель. За день до этого финансисты-международники из Citigroup допустили, что к концу года мировая рецессия и снижение спроса на черное золото обрушат его до $65, а к концу 2023-го — до $45. Однако к вечеру четверга Brent рванула до $105,5. Объясняем, почему так вышло, как это повлияло на экономику России и что будет, если «Большая семерка» (G7) все-таки введет для нашей нефти порог цен.
На этой неделе дешевела не только нефть. Позиции сдавали медь, никель, алюминий, золото, хлопок и другие сырьевые товары, перечисляет аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
К спецоперации на Украине сейчас добавились газовый кризис в Европе и угрозы новых ограничений из-за коронавируса. На этом фоне прогнозы по потреблению сырья и нефти снижаются, что и ведет к коррекции их стоимости, — объясняет Потавин.
Также аналитики все чаще говорят о возможной рецессии (спаде) в мировой экономике. А при таком сценарии спрос на нефть снизится вместе с ее ценой. И рынки в среду снизили цены, потому что готовились к этому заранее, говорит руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников. Еще один фактор — ожидание повышения ключевой ставки Федеральной резервной системой США (ФРС, американским Центробанком). Ведь часто чем больше ставка, тем дороже доллар и дешевле нефть.
Впрочем, локальное снижение цен в среду было «спекулятивным, необоснованным движением», считает Мельников. Да, рецессия возможна, но рынок нефти (спрос на нее) остается сильным.
Потавин тоже пока не ждет снижения Brent ощутимо ниже $100. Ведь Россия, Ливия и Эквадор уже сократили свои объемы на рынке, говорит он. А чем меньше нефти, тем дороже она стоит.
Чем меньше долларовых доходов у России от продажи нефти, тем меньше в ее бюджет придет и рублей. Но бюджет планируется на три года вперед — на социалку, медицину и образование нужно выделить фиксированный объем нацвалюты. Если в казну ее поступит недостаточно, то, возможно, ее придется допечатать. А это грозит девальвацией.
По словам портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, из-за сегодняшних санкций рубль уже давно отвязан от цены на нефть. Поэтому винить черное золото в недавнем падении курса не стоит. Когда поток импорта в Россию сокращается, а ограничения на вывод капитала сохраняются, рубль гораздо больше зависит от внутреннего рынка, налоговых выплат экспортерами и так далее, говорит аналитик.
Мельников другого мнения: снижение нефтяных цен приводит к тому, что в Россию от продажи этого ресурса поступает меньше долларов. И чем их меньше, тем больше на них спрос и выше их курс. Однако нефтяные цены все еще высокие и их небольшое снижение повлиять на экономику России не могло, говорит Мельников.
Что касается бюджета страны, то на 2022 год он спланирован исходя из цены отечественной нефти Urals в $44,2 за баррель и среднего курса рубля 72,1 за доллар. Сейчас биржевой курс доллара ниже — 62 рубля, но цена Urals почти вдвое выше плановой — $79,8.
Поэтому доходы от нефтегаза в этом году обещают быть едва ли не рекордными, говорит специалист департамента стратегических исследований аналитической компании Total Research Николай Вавилов.
Тем временем США пытаются сократить доходы России от продажи нефти. Как стало известно изданию Bloomberg, страны G7 обсуждают ограничение цен на российскую нефть на уровне $40–60 за баррель.
Введение столь низкого потолка цен на российскую нефть, несомненно, ударит по доходам нашей страны и негативно отразится на динамике курса рубля, который за последнюю неделю уже ослаб против доллара и евро более чем на 20%, — признает Потавин.
Но пока непонятно, как поступят в данной ситуации такие крупные покупатели нефти из РФ, как Индия и Китай. Они ведь могут просто не присоединиться к запрету. Кроме того, Россия может банально отказаться продавать нефть по указанным ей ценам.
С другой стороны, пополнять бюджет и выполнять социальные обязательства перед гражданами в этом случае ей будет очень непросто.
Если ценовой потолок будет введен, эффект может быть даже обратным (тому, что ожидает Запад. — NEWS.ru). На фоне повышенных рисков сокращения поставок нефти из России мировые цены на нефть могут вырасти, — рассуждает Скрябин.
Аналитики JPMorgan также предупредили: если Россия сократит добычу в ответ на санкции, цены на нефть могут подскочить до фантастических $380 за баррель.
А это ставит по угрозу глобальную энергетическую безопасность.