Ситуацию на рынке бензина и дизельного топлива удалось стабилизировать, это стало возможно благодаря оперативно принятым мерам правительства. И основной причиной кризиса был налоговый манёвр.
Как заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, в первые месяцы 2018 года цены на бензин менялись ниже темпов инфляции, однако затем произошёл ценовой скачок.
«При среднем многолетнем рассмотрении цены менялись и были приближены к темпам роста инфляции. Этот год несколько отличался от других периодов. Первые четыре месяца года цены менялись темпами чуть ниже того, как изменялась инфляция, но затем произошел существенный рост цен», — сообщил он.
Среди основных причин Голомолзин отметил динамику мировых цен на топливо, а также изменение взаимосвязи между стоимостью топлива на внешних рынках и курсом рубля. По его словам, если раньше они находились в обратно пропорциональной зависимости, то в последнее время курс рубля практически не зависит от динамики цен на чёрное золото на мировых рынках.
Но самое существенное влияние, заметил чиновник, оказали налоги, а точнее — налоговой манёвр.
«В частности, речь идёт о том, что в ходе проведения налогового манёвра предполагалось снижение пошлин на нефтепродукты и на нефть с перенесением налоговой нагрузки в НДПИ и с одновременным снижением акцизов на топливо», — пояснил он.
При этом Голомолзин выразил сожаление, что в последние два года вместо предполагаемого снижения акцизов на топливо происходило их увеличение, причём существенное — примерно в два раза: с 6,5 тыс. рублей до 12 тыс. рублей.
С учетом того, что привлекательность экспорта возросла, естественно определённые объёмы топлива пошли на экспорт и сократилось предложение топлива на внутреннем рынке.
Чиновник сообщил, что правительством был принят ряд мер, позволяющих повлиять на ситуацию. В частности, он отметил действующее четырехстороннее соглашение, которое заключено с нефтяными компаниями.
«Меры были направлены на модернизацию нефтепереработки, выпуск достаточных объёмов топлива высокого класса экологичности. Одновременно были установлены требования не только по достаточности производству топлива, но и по достаточности его предложения на внутренний рынок», — сказал он.
Голомолзин пояснил, что при ухудшении ситуации на внутреннем рынке от нефтяных компаний потребовалось увеличить поставки топлива в достаточном объёме. Также были изменены параметры биржевой торговли, в частности, в индекс цен были включены условия зависимости цен от сделок, которые осуществляются с независимыми участниками рынка.
Принятые меры, по его мнению, привели к тому, что биржевые индикаторы были ниже, чем цены сопоставимых рынков примерно на 10–15%, начиная с марта по май включительно. Затем с учётом целого ряда предупреждений, направленных в адрес нефтяных компаний и других участников рынка, было обеспечено достаточное предложение топлива в режиме биржевых торгов.
«Уже сейчас по состоянию на последнюю декаду июня мы торгуем на бирже ежесуточно больше, чем в аналогичный период прошлого года», — подчеркнул он.
Также, считает он, на ситуацию на рынке повлияло внесение в Госдуму законопроекта о снижении акцизов на бензин. «Это оказало стабилизирующее влияние на рынок, и цены пришли в равновесное состояние», - отметил он.
При этом Голомолзин считает, что если бы параметры установления акцизов применялись по формуле гибкого акциза, которую предлагал и ФАС, то ситуация на рынке была бы более стабильной.
В ФАС рассчитывают, что этот механизм будет законодательно оформлен, чтобы способствовать устойчивости и стабилизации на рынке.
«Также нужно обратить внимание, что цены в РФ сопоставимы с ценами у наших коллег в странах СНГ. Примерно на 20% цены в России ниже, чем в США, в полтора раза ниже, чем в Китае и примерно в два с половиной раза ниже, чем в Европе», — добавил он.
В свою очередь президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что, если бы налоговый манёвр развивался так, как было задумано изначально, то сегодня акциз на дизельное топливо был бы не 7 тыс. рублей, а 2,5 тыс., а акциз на бензин — не 11 тыс., а 4,5 тыс.
«Не надо было бы никаких мер срочно принимать при снижении акцизов. Всё развивалось бы так, как и должно, как и было задумано. Но к сожалению, у различных федеральных органов исполнительной власти свои задачи. И вот пошло так, как пошло», — посетовал он.