Льготы по переработке сжиженных газов могут начать действовать в России с 2022 года с компенсацией бюджету за счёт введения налога на добычу попутного нефтяного газа (ПНГ), который представляет собой смесь различных газообразных углеводородов, растворённых в нефти и выделяющихся в процессе её добычи и подготовки. Соответствующий законопроект Минэнерго и Минфин должны внести в правительство на этой неделе.
Через два года обратный акциз на сжиженный углеводородный газ (СУГ) будет действовать в размере 4,5 тысячи рублей за тонну, при этом с 2024 года он увеличится до 6,5 тысячи, а с 2026 года — до 7,5 тысячи. На субсидию могут претендовать компании, которые после 2021 года введут нефтехимические мощности или же заключат с Минэнерго соглашение об инвестировании в сектор не менее 65 млрд рублей.
Помимо того, правительство решило с 2022 года ввести обратный акциз и на этан в размере девяти тысяч рублей за тонну. На него смогут рассчитывать предприятия, которые внедрят к тому времени новые нефтехимические мощности переработки в объёме не менее 300 тысяч тонн этана в год, или же концерны, взявшие обязательства вложить в модернизацию те же 65 млрд рублей и более. По данным «Коммерсанта», получить субсидию для СУГ смогут, скорее всего, три крупных проекта, которые планируется запустить после 2023-2024 годов. Среди них — Амурский ГХК «Сибура», Иркутский завод полимеров и потенциальный газохимический комплекс в Усть-Луге (Ленинградская область).
Помимо крупных проектов Амурского ГХК «Сибура», газохимический комплекса Артема Оболенского в Усть-Луге и Иркутского завода полимеров (проект ИНК), большие планы по развитию нефтегазохимии у ЛУКОЙЛа (на Ставролене, в Нижнем, в Перми), у ТАИФа, у Татнефти, у Роснефти. Все эти проекты достойны поддержки, сообщил News.ru советник председателя экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере развития ТЭК Совфеда Анатолий Замрий.
Изначально ожидалось, что расходы бюджета по обратному акцизу на сжиженный углеводородный газ станут покрывать за счёт повышения экспортной пошлины на данный товар, но вместо этого кабмин решил ввести налог на добычу ПНГ по ставке 50 рублей за одну тысячу кубометров в 2022 году, 100 рублей в 2024 году и 150 рублей в 2026 году. Против такого варианта выступала компания «Сибур», подкрепляясь опасениями, что в результате цены на сырьё подскочат, а это обстоятельство резко уменьшит рентабельность уже существующих проектов.
По состоянию на 2019 год добычу природного и попутного нефтяного газа на территории РФ осуществляет 251 предприятие, в том числе: 80, входящих в состав вертикально интегрированных нефтяных холдингов, 15 «дочек» «Газпрома», девять структурных подразделений НОВАТЭКа, 144 независимых нефтегазодобывающих компании и три фирмы, работающие на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), — операторы СРП.
В 2018 году суммарная добыча природного и попутного нефтяного газа в России увеличилась на 5% (+34,3 млрд кубометров к показателям 2017 года) и достигла нового рекордного уровня за весь период существования российской газодобычи — 725,4 млрд кубометров, информирует пресс-служба Министерства энергетики РФ.
Льготы для поддержки развития производства СУГ, а также и на планируемый обратный акциз на этан, абсолютно необходимы и необходимы даже раньше, например в 2021 году, а не в 2022-м. По мнению Замрия, условия получения субсидий призваны стимулировать компании вкладывать в сектор: здесь можно было бы продолжить стимулирование со стороны государства в части, например, учётной политики: по зачету в налогооблагаемую базу инвестиций, осуществляемых из собственных средств, по факту их совершения. Что стимулировало бы инвестиции в целом, и стимулировало бы инвестиции собственных средств компаний, а не «чужих», указывает аналитик нефтегазовой отрасли.
Что касается возмещения расходов бюджета по поддержке нефтегазохимии за счёт введения налога на добычу попутного газа, отмечает Анатолий Замрий, хотелось бы, чтобы правительство нашло какое-то другое решение. Поскольку, компенсируя льготу на продукт налогом на сырьё для производства этого продукта, мы приводим процесс поддержки к зависимости от баланса мер и объёмов — в лучшем случае, всё равно уменьшая льготу по поддержке развития продукта, поясняет эксперт.
Может быть рассмотреть возможность компенсации бюджету за счёт других отраслей, в принципе, чтобы мера поддержки была более эффективной по отношению к отрасли, которую необходимо развивать. Либо поискать возможность компенсации среди больших объёмов экспортных поставок российских компаний — не привязываясь к отрасли, а рассматривая только высокую маржинальность сделок. Или рассмотреть возможность увеличение сборов с импортных поставок тех товаров, услуг, которые наиболее нуждаются в импортозамещении, стимулируя, таким образом, и это направление.
Также, по словам специалиста, мощнейшим вкладом государства в развитие нефтегазохимии будет развитие сети продуктопроводов. В данном случае, в большей степени ШФЛУ- и СУГ-конденсатопроводов. По общей протяженности которых мы пока ощутимо отстаём от развитых стран, подчеркнул аналитик ТЭК.
По мнению исполнительного директора Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамары Сафоновой, предлагаемый налог на добычу попутного газа в результате ляжет в большей степени на переработчиков, которые вынуждены будут закупать газ по повышенным ценам.
В последнее время предоставление льгот в одном сегменте нефтегазоперерабатывающей отрасли приводит к усилению налоговой нагрузки на другой сегмент. В связи с постоянными изменениями или же дополнениями в параметры налогового манёвра инвесторы с долей скептицизма относятся к перспективам новых проектов в нефтегазовой отрасли.
По её словам, рассчитанные на сегодня параметры проекта могут неожиданно измениться завтра за счёт непредвиденных поправок в налоговое законодательство.
В случае когда речь идёт о предоставлении налоговых льгот в отношении перспективных, не функционирующих в настоящее время проектов, выпадающие доходы бюджета как раз могут возникнуть за счёт отсутствия льгот, необходимых для запуска проекта, а не из-за расчёта упущенных поступлений при гипотетической реализации проекта, заключила эксперт.