Счётная палата выявила поистине катастрофически низкий уровень расходования средств на нацпроекты — 12,8% от годового объёма. Потрачен лишь 221 млрд рублей, следует из доклада СП о ходе исполнения федерального бюджета за январь-март 2019 года.
Освоение финансовых средств по шести нацпроектам и комплексному плану развития инфраструктуры не дотягивает до отметки в 10%. Абсолютные антилидеры — нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (0,1% от годового объёма), «Образование» (3,2%) и комплексный план развития инфраструктуры (5,1%). За январь-март 2019 года расходы по 37 из 75 федеральных проектов (составной части нацпроектов) вообще не осуществлялись. А исполнение по 35 из 93 трансфертов бюджетов регионов на реализацию нацпроектов находится на уровне 4,1%.
Мы видим достаточно низкий уровень контрактации и кассового исполнения национальных проектов: тех объёмов бюджетов, денег бюджетного финансирования, которые предусмотрены как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, — заявлял в марте первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
Самые высокие показатели продемонстрировали четыре нацпроекта — это «Здравоохранение» (44,1%), «Наука» (20,6%), «Демография» (19,4%), «Международная кооперация и экспорт» (19,3%). Причём лидерство «Здравоохранения» связано исключительно с расходованием средств по одному из восьми федеральных проектов, а именно — по направлению «Борьба с онкологическими заболеваниями». Аудиторы указывают на тот момент, что за ходом реализации нацпроектов следить попросту некому: действенная система мониторинга до сих пор не создана. Методики расчёта пока не утверждены для 35 из 112 показателей нацпроектов, включённых в федеральный план статистических работ Росстата.
Напомним, в мае 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о развитии страны до 2024 года. На его основании правительство разработало 13 нацпроектов. Общая стоимость их реализации оценивается в 25,7 трлн рублей, из которых 13,2 трлн возьмёт на себя федеральный бюджет, а за 4,9 трлн (19% расходов) будут отвечать региональные власти.
Низкий уровень исполнения бюджетов в начале года — довольно типичная ситуация, если не сказать хроническая, она указывает на наличие определённых проблем в реализации бюджетной политики, — говорит финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека.
Как уточняет собеседник News.ru, речь идёт о множестве факторов, начиная с отсутствия точного прогнозирования и установки достижимых плановых показателей, и заканчивая сложностями с корректировками установленных KPI и переносом сроков исполнения бюджета. Ещё одним препятствием, по словам Дейнеки, является рамочный подход к реализации плана модернизации инфраструктуры. Сейчас этим планом предусмотрено развитие лишь двух отраслей — транспорта и энергетики. Однако доступная информация по плановым ассигнованиям для реализации включенных в документ проектов имеется лишь по транспортной сфере.
Всего эта сфера включает 9 направлений, которые в совокупности обобщают 47 мероприятий. Ряд проектов, таких как комплексное развитие Мурманского транспортного узла, реализуется уже не один год. Другая же часть содержит лишь плановые сроки запуска на 2019 год и данные оценочной стоимости. Например, строительство автодороги Москва — Нижний Новгород — Казань, — рассказывает Дейнека.
По его словам, выводы о реальном положении вещей в отношении объёмов финансирования, а также стадии реализации нацпроектов можно будет сделать лишь в конце 2019 года. В целом, резюмирует эксперт, нынешний уровень исполнения расходов в ряде нацпроектов свидетельствует о системных проблемах в сферах госуправления бюджетами и межведомственного взаимодействия. Эти проблемы приводят к парадоксальной ситуации, когда средства на развитие вроде бы и есть, но они не работают на экономику, поскольку слишком медленно осваиваются.
Удивляться тут абсолютно не приходится, говорит в свою очередь руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов, — уровень исполнения прошлых майских указов президента так же был крайне низким. И не только по причине нежелания их выполнять или из-за отсутствия надлежащих и соответствующих этим указам инвестиционных проектов.
Крайне трудно приняться за выполнение всех указов ещё и потому, что всё ещё отсутствуют необходимые методики и отработанные у большинства ведомств регламенты, — отмечает Блинов.
Между тем, по словам эксперта, с момента появления в мае 2012 года самых первых майских указов прошло уже достаточно времени. Можно было к самому этому принципу постановки задач подготовиться и найти внутри регионов и федеральных ведомств силы для разрешения большинства нестыковок в региональном и федеральном законодательствах и регламентах. Но увы. Все президентские инициативы, которые в стране принято называть именно майскими указами, выполняются с огромным трудом. Тут надо принять во внимание и всю заскорузлость отечественной бюрократической системы с огромным количеством чиновников и прочих структур, которые словно «сироты Ильфа и Петрова» ждут этих майских указов как манну небесную.
Ведь деньги на эти инициативы выделяются немаленькие, причём в условиях, когда экономическая ситуация в стране не носит устойчивого характера, наблюдаются признаки стагнации, инвестиционные потоки сужаются, — рассуждает собеседник News.ru.
При этом, продолжает Блинов, не так уж и просто найти действительно яркие и близкие к жизни инвестиционные проекты, которые позволили бы исполнить все майские указы. Проработка ряда инициатив требует существенных трудозатрат и времени, но время не ждёт, события происходят сами по себе, в отрыве от решений чиновников. Сами же эксперты Счётной палаты утверждают, что контролировать исполнение всего того, что заложено в указах президента крайне трудно. Все эти факторы, вкупе с непрозрачными условиями финансирования, могут стать благодатной почвой для любых «схематозов» и коррупции.
Основная проблема в том, что в программу были включены средства на объекты, которые находятся на этапе утверждения проектной документации. Этим и объясняется столь низкий процент выполнения программ по направлениям: транспорт, космос, жилье, - поясняет эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Что касается других проектов - по образованию, электронной промышленности, информационному обществу, то, по словам Николаева, из-за своей инновационной составляющей требуют серьезной предварительной работы по созданию необходимой технологической инфраструктуры. При ответственном подходе это занимает длительное время. Таким образом, переживать пока рано, но необходимость адекватного мониторинга происходящего со стороны правительства достаточно очевидна.