Мягкий локдаун: как Россия переживёт «ковидные выходные»

Экономика 20 октября, 2021 / 18:03

В России ввели нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. Для некоторых регионов длинные выходные растянутся на две недели. Власти обещают малому и среднему бизнесу помочь пережить новый локдаун, однако поддержку получат далеко не все. Кому придётся заплатить за неработающих сотрудников и какой объём средств потеряет экономика России? Эксперты ответили на эти и другие вопросы NEWS.ru.

Работать или не работать

Решение об объявлении периода с 30 октября по 7 ноября нерабочими днями в России было принято на экстренном совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства РФ в среду, 20 октября.

Ранее с таким предложением выступила заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Инициативу поддержал и премьер-министр Михаил Мишустин. В регионах, где с эпидемиологической ситуацией совсем плохо, нерабочие дни могут ввести на неделю раньше — с 23 октября. Это, в частности, Курская, Оренбургская, Воронежская, Новгородская, Волгоградская, Самарская, Саратовская, Челябинская, Свердловская, Омская, Томская, Кировская и Амурская области, а также республики Северная Осетия и Мордовия, Татарстан и Коми.

Момент для очередных «ковидных выходных» выбран не случайно. Согласно официальной статистике, суточный прирост умерших от коронавируса на 19 октября стал пиковым с начала пандемии (1015 человек), а число заразившихся приблизилось к 34 тысячам.

В Трудовом кодексе (ТК) до сих пор нет понятия нерабочих дней, хотя с ними россияне уже сталкивались. Первый раз — в марте 2020 года. Тогда Владимир Путин объявил дни с 30 марта по 5 апреля нерабочими, затем он продлил этот срок до 30 апреля, а потом — до 11 мая.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Такие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням, за которые положена двойная оплата. Сотрудники заработают за эти дни столько же, сколько бы получили, если бы работали в соответствующий период согласно своему графику. По крайней мере соответствующие рекомендации содержатся в прошлых разъяснениях Минтруда.

Иными словами, все, кто должен или может работать, трудятся как обычно, в том числе на удалёнке. Всем остальным, кого придётся освободить от работы, работодатель должен сохранить заработную плату. Но если возможностей для удалённой работы нет или сам работник против, у него есть право отказаться, ведь официально это нерабочие дни. Если не выйти на работу в этот период, увольнение за прогул не грозит. Но это в теории.

Если кто-то в нерабочие дни будет в отпуске, то отпуск на эти дни не продлевается. То есть те россияне, которые уже написали заявление на первую неделю ноября, явно окажутся в проигрыше. Единственный выход — согласовать перенос отпуска с работодателем.

За чей счёт каникулы

Руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган обращает внимание, что речь идёт о полном локдауне, а не просто о QR-ограничениях.

То есть история будет такой же, как и прошлой весной, — экономика фактически полностью остановится на одну-две недели, если вдруг локдаун ещё не продлят. И это окажется действительно сильным ударом по ней, — пояснил эксперт NEWS.ru.

Посчитать, по словам Когана, очень просто: при ВВП около 100 трлн рублей из него просто «выпадают» одна-две недели, а значит, речь идёт о потерях в 2–4 трлн рублей. Весь этот урон придётся на бизнес, примерно половина — на фонд заработной платы.

На этом фоне вполне здраво выглядит предложение уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова о компенсации издержек бизнесу из бюджета, особенно с учетом его профицита. Но рассчитывать предпринимателям стоит больше на себя, чем на государство, считает Михаил Коган, а это значит новый локдаун, хотя и нацелен на снижение заболеваемости, в финансовом плане пройдёт за счёт бизнеса, а точнее — за счёт населения.

По оценкам доцента экономического факультета РУДН Ивана Смаржевского, исходить надо из того, что в месяце 22 рабочих дня.

Всего потери бизнеса (зарплаты вместе с прибылью) без учёта 30,2% отчислений из фонда заработной платы достигают, по грубым подсчётам, 5–5,2 триллиона рублей, — заявил эксперт NEWS.ru.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Кому и как будут помогать

Сейчас как минимум нужно компенсировать предприятиям расходы на оплату труда и аренду на период вынужденного простоя, заявил NEWS.ru доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Красильников. В качестве других мер поддержки эксперт называет кредиты с льготной (дотируемой государством) процентной ставкой, а также налоговые льготы.

Власти решили ограничиться двумя мерами. Их уже озвучил первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, компании получат выплаты в объёме одного МРОТ на занятого, что в итоге охватит 2 млн человек. Это, как считает он, покроет «половину выпадающей выручки в наиболее пострадавших отраслях». Получателями грантов станут предприятия, функционирующие в области спорта, гостиничном бизнесе, общепите, сферах дополнительного образования, бытовых услуг, культуры, организации досуга и развлечений.

Вторая мера — дешёвые кредиты со ставкой в 3%, причём первые полгода компании не будут платить по кредиту. «Объём кредитов — один МРОТ на одного занятого умножить на 12 месяцев», — уточнил Белоусов. Таким образом, небольшая компания (до 200 сотрудников) может рассчитывать на сумму до 40 млн рублей. Ключевое условие для получения льготного кредита — сохранение численности работников, не менее 90%.

Впрочем, как замечают экономисты, пока нет понимания, каким предприятиям точно будет открыт доступ к деньгам и какими будут критерии отбора.