Мусорные операторы лоббируют региональные прибыли

Экономика 05 ноября, 2019 / 20:29

На сегодняшний день неплатежи юридических лиц за вывоз отходов составляют около 70%. Об этом сообщил глава Российского экологического оператора Денис Буцаев. Он призвал ужесточить ответственность бизнеса для того, чтобы мусорным операторам было проще взыскивать деньги.

По его словам, уровень неплатежей со стороны населения составляет 20–35%. Причём в ситуации с платежами физических лиц, отметил он, есть очевидные улучшения.

В отношении юрлиц ничего не меняется. За полгода ситуация в некоторых регионах даже ухудшилась, — сказал Буцаев РБК.

Согласно мнению эксперта, решить проблему позволит ужесточение ответственности компаний и выработка «иных форм работы с юридическими лицами в плане заключения договоров», так как бизнес добровольно «не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами».

Суть проблемы

Как пояснил News.ru замдиректора по информационной политике Российского экологического оператора Вячеслав Духин, основная проблема в том, что по закону у юрлиц есть обязанность заключать договор с региональным оператором, однако она в большинстве случаев не исполняется.

Вячеслав Духин, замдиректора по информационной политике Российского экологического оператора

При этом мусор юридические лица всё равно производят. Во многих случаях он попадает в контейнеры, которые относятся к жилым домам, то есть происходит уклонение юридических лиц от оплаты оказываемой услуги и косвенное перекладывание этих платежей на население, которое платит как раз исправно.

При этом, по его словам, в законодательстве не прописано, как должен действовать региональный оператор, если с ним не заключён договор.

Во многих случаях региональные операторы обращаются в суд, но не могут взыскать задолженность из-за того, что не могут предъявить заключённый на бумаге договор, — сказал Духин.

В этой связи, считает он, необходимы поправки в законодательство, которые позволят считать договор заключённым по умолчанию, как это происходит, к примеру, с другими коммунальными услугами.

К примеру, если компания въехала в офис и пользуется электричеством, она не сможет не платить за него на том основании, что у неё не заключён договор с поставщиком электроэнергии, эта задолженность будет в любом случае взыскана. Аналогичный механизм необходимо распространить и на эту сферу, — полагает он.

Жажда прибылей

Председатель правления Отраслевого оператора по обращению с отходами Дмитрий Тукнов в беседе с News.ru указал, что суть конфликта между бизнесом и регоператорами связана, прежде всего, с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).

Дмитрий Тукнов, председатель правления Отраслевого оператора по обращению с отходами

В соответствии с 89-м федеральным законом, ТКО — это отходы жизнедеятельности людей. И далеко не у всех юрлиц есть отходы жизнедеятельности. При этом региональные операторы вывозят лишь твёрдые коммунальные отходы. Соответственно, юрлица и не сотрудничают с региональным оператором. А это значит, что они теряют большую часть рынка и хорошую прибыль. Бизнес просто-напросто сотрудничает с другими операторами, которые имеют дело с ТБО (твёрдыми бытовыми отходами), а с не ТКО. А это чаще всего компании, которые могут быть не связаны с конкретным регионом.

Проблема в том, что региональные операторы хотят дополнительной прибыли от обслуживания производств, уверен он.

То есть, по сути, можно говорить о лоббировании возможности получать существенные прибыли региональными операторами, — сказал председатель правления Отраслевого оператора по обращению с отходами.

Госкомпания «Российский экологический оператор» была создана по распоряжению президента Владимира Путина и призвана с начала 2019 года отвечать за реализацию в России мусорной реформы. Данная компания осуществляет стимулирование переработки и снижения захоронения отходов, а к 2020 году в её планах — создание единой системы учёта бытового мусора. Другая задача Российского экологического оператора — разработать общероссийскую территориальную схему обращения с отходами, а также установить объёмы отходов, которые производятся на всей территории страны, и количество комплексов по мусорохранению и переработке.