Производители молочной продукции предупредили о возможных перебоях с поставками в федеральные сети и полной остановке отгрузок в госучреждения. Риск связан с неготовностью компаний к переходу на электронную ветеринарную сертификацию (ЭВС).
Основные проблемы обрисовал в письме заместителю министра экономики Савве Шипову сокоординатор рабочей группы по развитию потребительского рынка консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), президент Nestle в регионе Россия и Евразия Марсиаль Роллан. По его словам, только на отработку корректного формата взаимодействия в рамках новых требований необходимо не менее восьми месяцев. Между тем, согласно приказу Минсельхоза, с 1 июля 2019 года электронные ветеринарные сертификаты должны оформляться, в частности, на сыры, масло, творог, а с 1 ноября — на молоко, кисломолочные продукты и мороженое. Роллан напомнил, что в середине 2018 года готовая молочная продукция была исключена из перечня товаров, подлежащих ЭВС, из-за высоких операционных рисков для отрасли.
Электронная ветеринарная сертификация вводится для отслеживания продукции животноводства от фермы до прилавка, чтобы избежать контрафакта и ухода от налогов. А оформляется она через автоматизированную информационную систему «Меркурий», напоминает «Коммерсант». Приказ Минсельхоза о включении готовой «молочки» в ЭВС получил отрицательные отзывы в Минэкономики. Там выступили за более длительный адаптационный период, без которого, как убеждены в ведомстве Максима Орешкина, система ЭВС будет работать с перебоями, а дополнительные расходы производителей могут достигать 4,4 рубля за 1 кг продукции.
В свою очередь в объединении крупнейших продуктовых сетей АКОРТ считают, что «Меркурий» хорошо функционирует до определённой черты — в цепочке «от фермы до цеха». А на последующих стадиях переработки продукции и её реализации целесообразно использовать маркировку контрольными знаками: это менее затратный проект, и в него, в отличие от «Меркурия», могут без особых усилий влиться многие поставщики. Эксперты же напоминают: молочные продукты — скоропортящиеся, и для них критично промедление в несколько дней, связанное с не до конца апробированной практикой электронного документооборота.
Как сообщили News.ru в пресс-службе Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в Минсельхозе создана рабочая группа по организации прослеживаемости молочной продукции в рамках распространения компонента ФГИС «Меркурий».
В рамках заседаний рабочей группы, в которую входят представители более 20 компаний, решаются организационные и технические вопросы, а также определяются механизмы проведения нагрузочных тестирований, — отмечают в Союзе.
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, страхи несколько преувеличены: заявления производителей о возможной задержке или полном прекращении поступления молочной продукции в государственные учреждения — это, скорее, перестраховка, нежели реальная угроза. Неготовность молочников к системе ЭВС Сигал объясняет недостаточным временем для подготовки всей необходимой технологической и номенклатурной базы. Любое внедрение новых, тем более компьютеризованных технологий в старую систему влечёт за собой проблемы, связанные с привыканием к ним.
Электронная ветеринарная сертификация сельскохозяйственной, в частности, молочной продукции, безусловно, важна. Основная её цель — обезопасить конечного потребителя, сделать более прозрачной всю отрасль и тем самым наладить полный порядок в сельхозпромышленности. Такое стремление не может не радовать, — говорит собеседник News.ru.
По словам исполнительного директора «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова, у молочников был задел в целый год, чтобы подготовиться к обязательному участию в электронной сертификации в системе «Меркурий». Производители мяса такой возможностью не располагали: под сертификацию изначально подпадала вся животноводческая продукция. В 2018-м вопрос висел в воздухе — контрольные государственные органы спорили, насколько необходимо распространить требования на «молочку». Тогда молочников решили не трогать, поскольку те заявили, что их больше устраивает система маркировки.
Действительно, есть технические моменты, которые надо отрабатывать. Но, к сожалению, у нас любое законодательное изменение на рынке проходит таким образом, что бизнес никогда на 100% к нему не готов. Тут надо персонально подходить: кто-то готов, кто-то — нет. Среднюю температуру по больнице, как у нас любят делать, очень трудно определить, — отмечает Востриков.
Подключение к «Меркурию», поясняет собеседник News.ru, идёт путём приобретения определённого модуля, который, допустим, есть у 1С. Ставится человек, который имеет ветеринарное образование и может работать в системе. Он в тестовом режиме, без обязательных требований, смотрит, какие есть ошибки, отрабатывает процессы, чтобы на текущий момент времени предприятие было готово.
Что касается задачи борьбы с уходом от налогов, я тут вообще не вижу никакой причинно-следственной связи. Другое дело — фальсификат. Основная идея, заложенная в «Меркурии», такова: если видеть по отрасли входящее сырьё и выходящую продукцию, можно определить, какое из предприятий выпускает фальсификат, — утверждает директор «Руспродсоюза».
Начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян, в свою очередь, не исключает перебоев с поставками молочной продукции в федеральные сети. По его мнению, основная проблема в том, что Минсельхоз не провёл предварительную работу со всеми участниками молочного рынка — начиная от индивидуальных фермерских хозяйств и небольших частных магазинов и заканчивая крупными агрохолдингами и торговыми сетями. Если вторые располагают собственным штатом юристов, который отслеживает все изменения в законодательстве и позволяет достаточно гибко подстраиваться под ситуацию, то у малого бизнеса таких возможностей нет.
Очевидно, что мелкому предпринимателю некогда следить за изменениями законодательства в своей отрасли, поскольку тогда попросту не будет времени заниматься непосредственно бизнесом. В целом это решение исходит из общей политики государства по усилению регулирования бизнеса и в принципе не является чем-то экстраординарным: многие страны применяют практику аттестации производителей молока и других продуктов питания, — говорит Авакян.
Тем не менее, продолжает он, важно учитывать нюансы. Во-первых, Минсельхоз обязан поработать со всеми заинтересованными сторонами, и прежде всего с малым бизнесом, чтобы определить адекватные сроки для внедрения системы ЭВС. Во-вторых, необходимо заблаговременно уведомлять всех участников рынка о грядущих изменениях. В-третьих, необходимо создать специальные сервисы и центры, где малый бизнес мог бы оперативно и без затруднений оформить все необходимые сертификаты. Наконец, нужен какой-то переходный период, поскольку далеко не все поставщики и производители будут готовы так резко перестроиться и могут попросту уйти с рынка, что как раз и создаёт риски дефицита.