Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования могут обрести статус публично-правовых компаний (ППК) и фактически слиться в единую структуру. Соответствующее предложение Минтруд направил в правительство. Ранее идею озвучила вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая «социалку». Речь идёт о масштабной реформе для создания социального мегарегулятора.
«Нам важно обсудить как минимум концептуально и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы их работой», — заявила Голикова на коллегии Минтруда в середине апреля.
Идея преобразовать Пенсионный фонд (ПФР) в публично-правовую компанию обсуждалась в правительстве ещё в конце декабря 2017 года, пишет РБК. Что касается Фонда ОМС и Фонда социального страхования, то занимавшая тогда должность председателя Счётной палаты Татьяна Голикова настаивала на их дальнейшем включении (вместе с ПФР) в «уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности» — Объединённом фонде обязательного социального страхования. По её мнению, это позволит построить управление новым фондом по принципу социального партнёрства, сделать его деятельность более прозрачной и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения.
Проще говоря, на единой организационно-правовой основе будет создан мегарегулятор, который возьмёт на себя весь комплекс социального страхования. Статус ППК позволит ему свободнее распоряжаться средствами, в частности, наращивать активы. ППК, напомним, это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». Вместе с тем, поскольку юридический механизм функционирования ПКК не выработан, компании не спешат становится публично-правовыми. В России таковых всего две — Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства и Российский экологический оператор.
Спустя несколько десятилетий работы Пенсионного фонда становится очевидно, что средствами граждан там распоряжаются не самым лучшим образом. Возможно, одна из основных причин — не определённый до конца юридический статус организации, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Например, отмечает собеседник News.ru, на данный момент пенсионные накопления считаются частью государственной бюджетной системы, что затрудняет фонду работу со средствами: ПФР не может инвестировать средства для получения прибыли, что, собственно, и является основным предназначением подобных организаций помимо распределения выплат. Такая же ситуация и с Фондом ОМС, и с Фондом социального страхования. Таким образом, резюмирует Николаев, смена статуса позволит решить сразу несколько проблем: досконально прописать обязанности организаций, окончательно определиться с правовым статусом и в случае ожидаемого объединения фондов в единую структуру снизить административные расходы и сделать работу более прозрачной.
Изменение правового статуса фондов социального страхования обусловлено желанием государства как регулятора объединить под единым началом ПФР, ФОМС и ФСС, — говорит генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.
По его словам, сама форма публично-правовой компании поможет перевести фонды и средства, находящиеся в них, из собственности государства в собственность общественности, а также сделать эти деньги внебюджетными. В конечном итоге управление этими структурами перейдёт на принцип социального партнёрства, что повысит доверие граждан к их работе. Всё это можно только приветствовать: преобразования позволят упростить как саму деятельность фондов, так и процесс пользования их услугами со стороны граждан.
Откровенно говоря, пенсионная система уже очень давно нуждалась в реформировании. В России, по официальным данным, пенсии одни из самых низких в Европе по отношению к зарплате — всего 30%. В странах ЕС пенсионеры получают 45–50% от заработной платы, а в наиболее благополучных странах показатель доходит до 60%, — отмечает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
По словам собеседника News.ru, акционирование Пенсионного и других фондов необходимо для улучшения управления и повышения прозрачности их деятельности. Поэтому преобразование ПФР в публично-правовую компанию, пусть и со стопроцентным госучастием, эксперт считает вполне оправданным. Другой вопрос, как это всё будет работать, поскольку есть немало печальных примеров, когда акционирование госведомства не приводило к позитивным итогам. Но поскольку пенсионный вопрос довольно щепетильный и власти особо беспокоятся из-за протестных настроений в обществе, резко усилившихся после повышения пенсионного возраста, есть шанс, что эта реформа будет проведена не спустя рукава.
Несмотря на официальные объяснения и мотивировки изменений в статусе внебюджетных фондов, напрашивается немного другое объяснение предлагаемым изменениям, — говорит руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.
Согласно позиции российских властей, продолжает эксперт, перевод ПФР, ФОМС и ФСС в статус публично-правовых компаний с возможностью их последующего объединения должен увеличить эффективность использования средств фондов. Это включает в себя и возможность использования более широкого спектра финансовых инструментов, и публичную отчётность, и публичное планирование, и, наконец, более демократичные для граждан формы управления организацией. Так что если исходить из потенциальных возможностей, при честной и порядочной реализации изменения выглядят стоящими.
К сожалению, общество уже не может надеяться на всё это: слишком много раз при реализации реформ власти по той или иной причине не достигали потенциальных целей, останавливаясь на результатах, которые всё больше трансформируют Российское государство из социального в капиталистическое. Почему сейчас должно быть иначе, абсолютно не понятно, — рассуждает Удилов.
Как предполагает собеседник News.ru, итогом перевода внебюджетных фондов в ППК станет ещё один шаг на пути к сокращению социальных обязательств и ответственности государства за граждан. Плюс это позволит властям более свободно использовать собираемые с населения средства. В законе о ППК написано, что «Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании».
Идея вызывает сомнения и у директора департамента управления активами компании ERARIUM Group Дениса Лисицына. По его словам, вопрос о том, как будет распределяться полученная от инвестиций в ОМС и ФСС прибыль, остаётся открытым. Также неизвестно, кто и на каком основании будет принимать решения о вложении денежных средств в те или иные ценные бумаги.
Не будет ли это выглядеть таким образом, что свободные денежные средства фондов, вместо того чтобы пойти на индексацию пенсионных выплат, будут размещаться в ценные бумаги ангажируемых государством коммерческих структур с целью увеличения их капитализации и улучшения финансовых показателей? — спрашивает эксперт.
То есть опять крупный бизнес будет решать свои проблемы за счёт граждан. С другой стороны, при грамотном управлении активами социальных фондов можно получать хорошую прибыль, что позволит увеличить страховые и пенсионные выплаты гражданам страны. Вопрос желания, резюмирует Лисицын.