Инициатива Минтруда, предложившего изменить систему расчёта прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) в регионах, вполне здравая, но вот даст ли она приемлемый результат — вопрос дискуссионный. Одно дело — идея, и совсем другое — реализация, тем более в нынешних российских условиях, напоминают опрошенные News.ru эксперты.
Накануне Минтруд опубликовал законопроект с едиными правилами расчёта ПМП. Если пенсия неработающего пенсионера не дотягивает до прожиточного минимума пожилого человека региона, где он живёт, или в России в целом, ему полагается социальная доплата. Сейчас ПМП устанавливается на основании потребительской корзины и данных Росстата о ценах на продукты. Но в законе не прописано, какие именно цены закладывать в расчёт — фактические или прогнозные и за какой период. Из-за этого в ряде субъектов Федерации ПМП необоснованно занижен, и это означает, что самые бедные пенсионеры становятся и самыми обделёнными — они получают социальные доплаты до ПМП меньше, чем могли бы. Как заметил в феврале на совещании с членами правительства президент Владимир Путин, сейчас в регионах «полная чересполосица: у кого-то густо, у кого-то пусто».
На 2019 год ПМП в размере 8846 рублей установлен в целом по стране и в каждом регионе на уровне фактического прожиточного минимума пенсионера во II квартале 2018 года. Теперь же Минтруд предлагает соотношение фактического регионального и федерального показателей за первое полугодие текущего года умножать на прогноз федерального прожиточного минимума пенсионера на следующий год. Минэкономразвития будет закладывать этот показатель в базовый прогноз социально-экономического развития.
Предложение Минтруда реалистично, и его реализация будет выгодна прежде всего государству. Единые правила позволят избежать манипуляций и злоупотреблений в регионах, — говорит заместитель руководителя Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Речь, по её словам, идёт о таких вещах, как искусственное занижение прожиточного минимума пенсионера и выколачивание из федерального центра субсидий на доплаты пенсионерам, которые часто до пенсионеров доходят в ограниченном объёме, а остальное куда-то исчезает, например, оседает в офшорах. Однако, отмечает Мильчакова, для пенсионеров предлагаемые правила расчёта будут выгодны не всегда.
Нынешняя методика неплоха, но несовершенна, поскольку она исходит из прошлых данных по инфляции, тогда как реальные потребительские цены оказываются выше, чем предусмотрено в расчётах, а прожиточный минимум не покрывает инфляцию. Новая методика предлагает учитывать прогнозный прожиточный минимум на следующий год, который будет рассчитываться на основе прогнозируемой инфляции. Но инфляцию можно спрогнозировать неточно или, например, если представить, что в стране возникнет многолетняя тенденция к снижению инфляции или даже к дефляции, тогда прожиточный минимум пенсионера расти не будет, и окажется, что старые правила в чём-то были даже лучше.
Кроме того, есть разница в уровнях инфляции в разных регионах и очень большая разница между статистической и наблюдаемой населением инфляцией, а последняя может отличаться от статистической в большую сторону, причём в 2–2,5 раза, — подчёркивает Мильчакова.
Кроме того, напоминает она, ПМП будет рассчитываться по-прежнему исходя из данных Росстата, который сейчас нередко подвергается критике за недостоверность. Не исключено, что пенсионеры, наиболее активная социальная группа, могут убедительно попросить государство вернуть старые правила расчёта или предложить новые, в большей степени защищающие их интересы.
Нынешние нормы расчёта ПМП неоднократно вызывали жаркую полемику среди социологов и экономистов. Ясно, что в разных регионах есть разрыв между стоимостью потребительской корзины, которую рассчитывают наши ведомства, и уровнем фактических трат населения, включая социально незащищённых пенсионеров, — отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
Сейчас, продолжает он, для определения так называемых норм потребления берётся базовый набор продуктов питания, который, в свою очередь, рассчитан на основе минимальных размеров потребления человеком в сутки. Речь идёт о стандартах, разработанных Институтом питания Академии медицинских наук РФ, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН при участии Всемирной организации здравоохранения. Они не очень сильно изменились аж с 1985 года. Но мы живём в 2019-м и эти нормы тащим за собой, как чемодан без ручки, который жалко выкинуть.
По словам специалиста, его больше всего умиляет то обстоятельство, что величина ПМП в целом по стране напрямую связана с прогнозом социально-экономического развития на соответствующий финансовый год и на плановый период. То есть если на завтра мы прогнозируем некий позитив в контексте социально-экономического развития, то можно предположить, что и доплачивать пенсионерам не надо много. Отдельная тема — позиция региональных властей, которые, несмотря на общефедеральный подход, часто весьма далеки от проблем пенсионеров.
Необходимо исходить из реальной стоимости товаров и услуг, причём — на текущий момент времени, а не исходя из иллюзорного прогноза. Прогноз дело занятное, но реальность всегда существенно сложнее, а вот как справятся с этими задачами наши ведомства, мы поглядим, — рассуждает собеседник News.ru.
По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, текущая методология расчёта ПМП даёт возможность регионам экономить на выплате пенсий: например, в Карелии пенсионеры получают почти на две тысячи рублей меньше возможного. Новая же система позволит таких ситуаций избежать, так как индексация будет устанавливаться сверх прожиточного минимума. Таким образом, централизованные правила должны улучшить жизнь пенсионеров в ряде регионов страны: Красноярский край, Калининградская область и т. д., тогда как граждане в более «ответственных» областях особых изменений не заметят.
Безусловно, может возникнуть вопрос относительно справедливости нового подхода, так как он, по сути, уравнивает в выплатах из бюджета богатые и дотационные регионы, чьё участие в формировании государственной казны может существенно отличаться. Однако этот вопрос уже лежит не в экономической плоскости, — полагает Николаев.
В свою очередь ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов призывает рассматривать ситуацию в более широком контексте. Он напоминает о прошлогодней пенсионной реформе, о том, что в январе 2019-го ставка НДС была повышена с 18% до 20%. Эти факторы отразились на благосостоянии населения, в том числе — пенсионеров, поэтому сейчас правительство пытается перенастроить социальные выплаты, чтобы попытаться адаптировать к новым условиям уровень жизни старшего поколения.