Минпромторг решил проконтролировать инновации в авиации

Экономика 29 мая, 2019 / 08:47

Министерство промышленности и торговли России потратит 343,2 млн рублей на планирование инноваций в отечественном авиастроении и контроль за их финансированием. Речь идёт о расходах на трёхлетнюю научно-исследовательскую разработку (НИР) под шифром «Турбо». Информация об этом появилась на интернет-портале госзакупок, с которой ознакомился News.ru.

Научная разработка проводится в рамках госпрограммы «Развитие авиапромышленности на 2013–2025 годы», являясь частью подпрограммы «Комплексное развитие» отрасли. Минпромторг выступает главным распорядителем средств федерального бюджета программы, а также её ответственным исполнителем.

НИР направлена на совершенствование государственного регулирования инновационного развития авиастроения Российской Федерации, — говорится в документе.

Специалистам предстоит проанализировать эффективность использования финансов госпрограммы с 2013 года, а также обоснованность трат на 2021 год. Эксперты будут исследовать региональную специфику авиапрома, риски, обеспечение национальной безопасности, кадровый потенциал. Планируется, что НИР «Турбо» должна принести прибыль в 16,2 млн рублей.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Госпрограмма «Развитие авиапромышленности на 2013–2025 годы» принята правительством РФ в 2012 году, спустя два года была обновлена. Последняя версия утверждена 29 марта текущего года. Её общий бюджет — 991,6 млрд рублей, 72% пойдёт из федерального бюджета. Доля военного авиапрома снизится с 12,5% до 11,9%.

В ходе реализации госпрограммы должны быть созданы отечественные самолёты и вертолёты для внутренних перевозок, увеличена валовая добавленная стоимость в авиастроении в 3,5 раза по сравнению с 2013 годом. Для этого министерство планирует усовершенствовать механизмы госрегулирования инновационного развития авиастроения страны.

К 2025 году в РФ должны появиться корпорации мирового уровня в ключевых сегментах отрасли, а страна — стать лидером в авиатехнологиях. По плану Минпромторга доля производителей отечественной гражданской продукции на мировом рынке вырастет до 3,6%. РФ к 2025 году должна построить 298 самолётов. Ключевые проекты в самолётостроении — SSJ 100, МС-21 и Ил-476. На всю самолётную подпрограмму потратят 254 млрд рублей. По-прежнему в планах ведомства остаётся и локализация в РФ производства ведущих иностранных компаний.

Фото: Сергей Булкин/News.ruSSJ 100

Впрочем, последнее Минпромторгу осуществить будет трудно. По словам ведущего эксперта Центра экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрея Крамаренко, объём российского авиарынка сегодня настолько низок, что не интересует крупных производителей.

Россия производит 25–35 самолётов в год. Это мало, — говорит эксперт.

Также к 2025 году страна должна поставить на внутренний и внешний рынок 465 вертолётов гражданского и военного значения. Предстоит создать многоцелевой Ка-62 (проходит заводские испытания), перспективный лёгкий вертолёт и модернизировать Ми-38. Параллельно будут вестись разработки новых двигателей, навигационных систем и т.д. В результате выручка всего отечественного авиапрома к 2025 году должна вырасти до 1,8 трлн рублей.

Пока ведомству далеко до реализации своих амбициозных целей. В Минпромторге News.ru рассказали, что по итогам 2018 года Россия поставила на внешний и внутренний рынки 169 вертолётов, в том числе 69 гражданских, а также 121 самолёт, в том числе 23 гражданских: 22 SSJ 100 и МС-21 (опытный). Также были созданы 10 воздушных судов малой авиации Т-500.

По словам Андрея Крамаренко, Россия всерьёз занимается авиапромом лишь последние 10–15 лет.

Производители из ЕС, США, Канады десятилетиями отлаживают свою культуру разработки, послепродажного обслуживания, систему образования, ведут научные исследования. РФ сегодня сильно отстаёт, — отметил он.

Собеседник считает, что в стране нет современной школы проектирования, не производится компонентная база электроники, лишь недавно начато создание композитных материалов мирового уровня.

Прогресс есть. Но чтобы конкурировать с ведущими производителями, нужно время. Если всё будет продолжаться планомерно, лет через 20 в России появится конкурентоспособное самолётостроение. Нужно уделять внимание не только разработке, но управленческим технологиям, качеству системы постпродажного обслуживания, оптимизации производственных издержек,поделился Крамаренко.

В целом опрошенные News.ru эксперты едины во мнении, что отечественное авиастроение в ближайшие годы может получить развитие. Однако для этого потребуются усилия именно в плане инноваций: необходимо догнать конкурентов. Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что при выделении должного объёма финансирования ведущие предприятия по выпуску самолётов, вертолётов и двигателей будут загружены контрактами. Собеседник уверен, что в госпрограмме засекречено многое, имеющее отношение к военной авиации. Однако некоторые проекты уже доступны для широкой публики. В частности, планы по созданию серийного самолёта Су-57.

Владимир Путин уже заявил о приобретении 76 таких машин для российских ВКС. Также было анонсировано поступление в войска РФ новейшего истребителя МиГ-35, — рассказал эксперт.

В РФ восстанавливается серийное производство сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Модернизируются истребители-перехватчики МиГ-31.

Фото: Сергей Булкин/News.ruМиГ-31

Уже озвучены планы по закупкам ударных вертолётов Ми-28 и модернизированной версии машин специального назначения Ка-52 «Аллигатор». Одни из самых привлекательных для заказчиков, по мнению Пантелеева, — глубоко модернизированный Ми-26Т2В и созданный специально по заданию Минобороны Ми-38.

Он напомнил и о разработанном в Татарстане полноценном самолёте М-500 для сельхозавиации, потенциально интересном для крупных игроков отечественного АПК. В приоритете у ВКС и создание беспилотников. В частности, президенту России уже был представлен ударный беспилотник «Охотник».