Из-за демпфирующего механизма, призванного сдерживать цены на топливо внутри России, удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на топливо, которые действовали до июля 2019 года. Об этом заявил министр энергетики РФ Александр Новак ведомственному журналу «Энергетическая политика». Часть экспертов с ним согласны, но некоторые считают, что стабильность цен — это «ложная ценность».
Благодаря «демпферу» удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на топливо, которые действовали до июля. Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики — рынок топлива в России стабилен, а рост цен на топливо существенно отстаёт от темпов инфляции — 2,7% против 3,7–4% в октябре, — отметил министр.
Так называемый «демпфирующий механизм» формируется тогда, когда экспортные цены на бензин и дизтопливо превышают внутрироссийские, и, чтобы нефтяники не повышали цены, государство компенсирует производителям долю этой разницы. Однако в обратной ситуации, если внутрироссийские цены опережают экспортные, нефтекомпании обязаны часть сверхприбылей отдавать государству.
Министр высказал уверенность в том, что ситуация со стоимостью топлива будет стабильной на протяжении всего следующего года с учётом планового роста инфляции.
По мнению Новака, как экономическая мера «демпфер» позволяет снизить волатильность цен внутреннего рынка, поэтому даже если мы столкнёмся с резким подорожанием углеводородов, о чём сейчас говорят некоторые эксперты, риски для российского рынка будут практически отсутствовать.
Полностью согласен с министром по поводу механизма формирования цен президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он считает, что «демпфер» и все сопутствующие решения абсолютно правильны, за исключением одного но.
У нас и в прошлом, и в этом году проблемы с дизельным топливом, которого стране в принципе не хватает. Именно с точки зрения производства.
По его словам, нехватка зимнего дизеля приводит к ценовым перекосам, к диспаритету оптовых и розничных цен на независимых заправках. И в этом смысле, подчеркнул Аркуша, улучшений не видно. На сегодняшний день это — основная проблема, отметил аналитик.
Что касается ситуации с 2020 годом, то «чтобы всё было хорошо, надо вводить новые мощности, которые отстают от тех планов, которые устанавливаются четырёхсторонними соглашениями», подчеркнул специалист.
Мы действительно имеем определённую стабильность в этом году. Но я бы не был так уж уверен в ней. На взгляд нашего Союза, она достаточно шаткая. И стопроцентной уверенности, что в следующем году всё будет так же ровно, — у нас лично нет. Равновесие есть, но не такое железобетонное, как считает министр.
Баженов объясняет подобную позицию плановым повышением акциза. И если на протяжении текущего года была стабильна внешняя конъюнктура, то уже к концу его она немного ухудшилась — ощущался разрыв между экспортными альтернативами и внутренним рынком. По мнению Баженова, в 2019-м он был не таким существенным, как, например, в 2018-м, когда наблюдался стремительный скачок цен в опте и в рознице. Вот почему, полагает он, если на внешнем рынке случится шок, то «не факт, что действующая демпферная система будет работать, и не факт, что мы избежим ручного управления».
С моей точки зрения, лучшей политикой по стабилизации внутренних цен на топливо было бы отсутствие такой политики. Стабильность цен — ложная ценность. К чему приводит стабильность цен в предельном случае фиксации, мы видели на примере СССР.