Предложение Минфина по увеличению налоговой нагрузки на напитки с высоким содержанием сахара чревато весьма неприятными последствиями. По словам опрошенных News.ru экспертов, если идея будет реализована, расплачиваться за этот шаг придётся покупателям из своего кармана. Экономика в целом тоже может пострадать.
Сегодня на безалкогольные напитки, в том числе содержащие добавки сахара, а также фруктовые соки с добавлением сахара для детского питания, действует пониженная ставка НДС в размере 10%, отмечается в документе Минфина, направленном в аппарат правительства.
Считаем целесообразным рассмотреть вопрос об исключении таких продуктов из перечня товаров, на которые действует пониженная ставка НДС, — пишет заместитель главы ведомства Илья Трунин.
Повышение налоговой нагрузки на производителей напитков с высоким содержанием сахара — общемировой тренд, который начал формироваться в странах, где существуют проблемы с лишним весом у населения. Например, в США налоговое давление на производителей газировки обосновано. Если грубо, то государство компенсирует свои повышенные социальные расходы на людей с лишним весом за счёт «виновников», — поясняет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
В России тема лишнего веса у населения не столь актуальна, в то же время декларируется здоровый образ жизни. Как предполагает Капустянский, правительство, вероятно, пытается убить двух зайцев: с одной стороны — получить дополнительный источник поступлений в бюджет, с другой — позаботиться о здоровье нации или хотя бы создать видимость заботы. Инициатива Минфина чревата ростом цен на газировку с высоким содержанием сахара, что отразится в инфляции.
По словам аналитика компании «ФинИст» Ирины Ланис, в предложениях Минздрава и Минфина заботы о населении и здоровье граждан не больше, чем у кукушки о своих птенцах. Введение дополнительных сборов на продукты с повышенным содержанием сахара приведёт к увеличению их стоимости, соответственно, за всё заплатит покупатель. Кроме того, под угрозой окажутся такие крупнейшие производители, как Coca-Cola, которая производит продукцию под брендами «Добрый», Rich, и компания PepsiCo, известная брендами «Фруктовый сад», «Любимый» и J7.
К примеру, Coca-Cola входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. Так, согласно анализу Высшей школы экономики, в общем объёме ВВП доля произведённой компанией добавленной стоимости с учётом непрямых эффектов составляет 0,3%, что равняется, к примеру, годовому бюджету на здравоохранение в России в 2015 году, — отмечает Ланис.
Эксперт убеждена: при увеличении налоговой нагрузки на компании по принципу «лучше для граждан» денежные средства, полученные подобным путём, будут потрачены не в рамках системы здравоохранения. Ещё один собеседник News.ru, директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын напоминает: речь идёт об обыкновенном повышении налоговых сборов для пополнения бюджета страны.
Можно, например, повысить налог просто на сахар и взвинтить на него цены, когда-то с этого начался развал СССР, когда из магазинов пропал сначала сахар, потом все остальные товары и впоследствии страны не стало, — говорит Лисицын.
По его мнению, любые манипуляции с ценами на продовольственные товары первой необходимости могут привести к непредсказуемым последствиям. Никто не знает, как отреагирует рынок. Например, могут начаться крупные оптовые закупки сахара производителями напитков, что взвинтит цены на этот продукт и для обыкновенных потребителей.
Мне эта история очень не нравится, нефть идёт к $70, бюджет в профиците. Какой смысл повышать налоги? Цены вырастут, упадёт спрос, пострадает не самая обеспеченная часть граждан, — недоумевает директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.
Энергия чиновников должна быть направлена в конструктивное русло, резюмирует Разуваев. Сегодня надо снижать налоговую нагрузку, как это делает Китай. В России не самое богатое население, слабый внутренний спрос. Реальные доходы из-за санкций упали на 11%, и пока непонятно, как с этим быть.