Глав казначейств назначат в обход губернаторов

Экономика 21 мая, 2019 / 15:50

Минфин хочет, чтобы федеральный министр финансов впредь не согласовывал с губернаторами кандидатуры на должность глав территориальных казначейств. Ведомство Антона Силуанова разработало проект соответствующего президентского указа.

Проект указа подготовлен в целях исключения возможности возникновения конфликтов интересов при осуществлении Федеральным казначейством функций финансово-бюджетного надзора в отношении проверяемых (инспектируемых) объектов контроля субъектов Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к документу.

Круг «избранных»

Минфин предлагает включить его в список федеральных ведомств, назначающих глав своих территориальных подразделений без согласования с губернаторами. В данном случае речь идёт конкретно о главах территориальных органов казначейства. Сейчас в перечень «избранных» входят все силовые структуры — МВД, ФСИН, служба судебных приставов, фельдъегерская служба, ФСО, ФТС и ФСБ, а также единственное «гражданское» ведомство, ФАС.

Список регулируется указом президента № 773 от 2 июля 2005 года — «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти РФ и территориальных органов исполнительной власти» (ФОИВ). Именно в 2005 году губернаторы получили право «координировать» совместную деятельность региональных министерств, а позже, в 2012-м, — ещё и право согласования кандидатур руководителей территориальных органов. В 2015 году в списке появилась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая была упразднена год спустя, а часть её функций передана казначейству как подразделению Минфина.

Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Лишь одна из причин

Судя по всему, потенциальный конфликт интересов при реализации казначейством надзорных функций — лишь одна из причин, по которой ведомство настаивает на своём приравнивании к силовикам в этом вопросе.

Полагаю, что необходимость такого нормативного акта назрела уже давно. Конфликт интересов, заложенный в механизме функционирования тех или иных властных институтов, нередко маскирует коррупцию, — говорит заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

Поэтому указ может преследовать две цели одновременно: только одна из них более формальная, а вторая — правовая и социальная, отмечает она. Многие губернаторы чувствуют себя князьками и абсолютными монархами в своём регионе. А всё из-за безнаказанности, поскольку на ключевые посты везде расставили своих людей. То, что назначение руководителей казначейств будет теперь подвластно исключительно Минфину, правильно. Впрочем, Мильчакова не исключает, что некоторые недобросовестные главы регионов всё равно будут оказывать влияние на процесс назначения кандидатур, только уже неформально.

Например, они могут осложнять работу назначенным из Москвы руководителям казначейств, чтобы те не смогли выполнять свои функции, и тогда вместо них будут предлагать местных кандидатов, больше устраивающих губернатора, — рассуждает эксперт.

Плюсы и минусы

По оценке эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, речь идёт о банальной централизации власти: процесс перехода России с федерализма на прямое подчинение центральному правительству начался давно и, по всей видимости, продолжится в будущем. Когда чиновников напрямую назначает Москва, они в гораздо меньшей степени зависят от глав регионов. Разумеется, здесь можно выделить такие плюсы, как более явный контроль за действиями местных чиновников, а среди минусов — необходимость быть «одобренным» кандидатом, что может лишить возможности назначать специалистов, не попавших в шорт-лист Кремля.

Что касается руководителей казначейств, то новые правила, вероятно, связаны с желанием выполнить госпрограммы по развитию экономики и слабым процентом их реализации в первом квартале 2019: по 11 госпрограммам расходы были исполнены лишь на 10%, — отмечает Николаев.

По словам шефа-аналитика TeleTrade Петра Пушкарёва, казначеи, не зависящие от выбора и предпочтений региональных властей, обеспечат и больше гарантий непредвзятого, целевого использования выделенных средств. Не только представителям губернатора, но и лоббистам от местного крупного бизнеса будет намного сложнее повлиять в дальнейшем на кандидатуру, которую они не выдвигали из среды своих приближённых, и которая в дальнейшем будет зависеть опять же от воли Минфина, а не от того, удобен ли этот человек чиновникам и бизнесменам региона.

Так что налицо как раз может быть «конфликт интересов», только совсем иного рода — между финансовыми интересами государства и стремлением на местах «освоить» эти деньги, скорее, в целях личного обогащения или благоприятствования давно утвердившимся в регионе влиятельным группам, — говорит Пушкарёв.