Налоговики и таможенники сопроводят товар до прилавка

Экономика 06 февраля, 2019 / 14:04

До конца 2019 года в России пройдёт первый этап эксперимента по прослеживаемости нескольких видов импортируемых товаров. Согласно подготовленному Минфином проекту правительственного постановления, контролировать процесс будут федеральные налоговая и таможенная службы. В документе прописано добровольное участие компаний в этом давно обещанном, но вызывающем вопросы эксперименте.

В первоначальный список товаров входят холодильники, стиральные машины и машины для сушки, мониторы и проекторы, детские коляски и металлическая мебель, интегральные электронные схемы, а также промышленные транспортные средства. ФНС и ФТС поручено выявлять недоплату пошлин и налогов, на основе анализа электронных сопроводительных документов. В пояснительной записке к постановлению Минфина (вступает в силу 1 апреля 2019-го) целью эксперимента названа «отработка организационно-технических мер по внедрению в РФ национальной системы прослеживания товаров для противодействия их незаконному ввозу и обороту на территории страны».

Часть единого механизма

Эту систему предполагается создать до 2024 года. В перспективе она должна стать отечественным сегментом механизма прослеживаемости в странах ЕАЭС, что, как пишет «Коммерсант», позволит властям быть в курсе всех операций с товаром в процессе его жизненного цикла. Сейчас для подобного контроля уже применяются ЕГАИС и электронная маркировка отдельных товаров, в частности, шуб и лекарств (в дальнейшем это коснётся обуви и древесины).

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Но в отличие от них, система прослеживаемости основана на документальном контроле. Предполагается, что в электронной таможенной декларации появится новое поле с идентификационным номером каждой товарной партии. Эти данные будут загружаться в базу ФНС и сопровождать товар до торговой сети. Цель — определить, насколько легально он попал в Россию, и выявить разрывы в цепочках поставок для повышения собираемости таможенных платежей и налогов.

Будет ли эффект

Между тем в экспертном сообществе сложилось весьма неоднозначное отношение как к самой проводимой Минфином идее, так и к формам её реализации. Например, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин утверждает, что в реальности речь идёт о «частном сборе в пользу компаний-монополистов» и что платить за всё придётся россиянам из своих карманов.

«Эксперимент беспрецедентен, нигде в мире потребителей не принуждают платить с каждой покупки деньги не в виде налогов, а в виде непонятного сбора. Никакого эффекта эта затея не даст. Правительство начало с шуб, ввело чипирование, однако никакого движения некачественной продукции на рынке выявлено не было, а собираемость налогов так и не повысилась. Но в итоге пилотный проект признали успешным», — рассказывает Янин в комментарии для News.ru.

Кто в выигрыше

По словам аналитика, он никогда не слышал о поддельных или контрафактных холодильниках или стиральных машинах: вся эта крупная бытовая техника собирается в основном в России, производство давно локализовано. Если же говорить, например, о производителях обуви, то им придётся нести издержки, связанные с необходимостью заниматься маркировкой, с наймом дополнительных сотрудников. Компаниям-монополистам всё это на руку, а вот мелкие участники рынка будут страдать, считает Дмитрий Янин.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

«У нас не работают такие традиционные инструменты, как проверки на таможне, контроль за ввозом товаров. Если власти считают, что ситуацию спасёт система чипирования или цифрового отслеживания товаров, может, стоит тогда распустить ФНС и ФТС? Содержание сотен тысяч чиновников оплачиваем мы, налогоплательщики», — рассуждает Янин.

Спорные критерии

Российские пользователи соцсетей, привыкшие к разного рода подвохам, без которых социально значимые правительственные решения обходятся редко, задаются одним вопросом: «За чей счёт банкет?» Изначальный законопроект Минфина «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ)» был, напомним, ещё в марте 2017 года раскритикован в пух и прах экспертами Минэкономразвития.

Возглавляемое Антоном Силуановым ведомство предлагало обязательную маркировку для продукции, оборот которой «без обеспечения его прослеживаемости может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства». Однако в Минэкономразвития сочли, что «на основании данных критериев невозможно однозначно определить, подлежит ли товар обязательной маркировке КИЗ». Замечания к проекту высказали также в Минпромторге, Минздраве, Роспотребнадзоре, ФНС и Росалкогольрегулировании.

«Предлагаемые разработчиками изменения в законодательство окажут значительное влияние на деловую среду и повлекут за собой дополнительные расходы со стороны всех участников рынка товаров широкого спроса», — говорилось в письме нескольких российских торговых компаний и производителей (включая «Русбренд» и Молочный союз) в адрес замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва.