«Меркурий» принесёт новые ценники на молочную продукцию

Экономика 01 ноября, 2019 / 15:13

В России с 1 ноября начался очередной этап внедрения электронных ветеринарных сертификатов, которые на современном технологическом уровне должны будут обеспечить контроль над тем, какой продукт попадает под видом молочной продукции на прилавок. Что за издержки сопутствуют новой системе и что ещё может подстерегать участников рынка в плане удорожания их продукции — в материале News.ru.

Электронная ветеринарная сертификация «Меркурий» — федеральная государственная информационная система (ФГИС), предназначенная для ведения электронного документооборота в области ветеринарного контроля. Сертификация распространяется на всю цепочку движения товара — включая его производство, транспортировку и продажу.

В Минсельхозе смотрят с оптимизмом на ставший более чётким ритм поставок «молочки» в связи с включением всей готовой профильной продукции в систему «Меркурий», об этом сообщила пресс-служба ведомства. Однако сотрудники Минсельхоза при этом не уточняют, насколько вырастут (или уже выросли) цены.

Между тем темпы оформления электронных документов ускорились. По информации Россельхознадзора, в сентябре насчитывалось 200 млн фактов оформления по системе «Меркурий» (порядка 8 млн в день). Из них на готовую молочную продукцию документировано 32 млн штук, в октябре показатели приблизились к 40 млн. В ведомстве прогнозируют, что в течение ноября эта цифра увеличится по меньшей мере в два раза и рост будет продолжаться.

По данным кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова, в нашей стране ежегодно производится свыше 5 млн тонн готового к употреблению питьевого молока, более 3,5 млн тонн кисломолочных продуктов и 400 тыс. тонн мороженого. Но — и это подтверждают данные госстатистики — именно эта отрасль оказывается наиболее уязвимой в плане фальсификации продукции: каждый пятый товар молочной номенклатуры не соответствует стандартам заявленной производителем продукции.

В отраслевой ассоциации «Союзмолоко» не во всём разделяют настрой чиновников из сельхозведомства в отношении «Меркурия». Само его внедрение в ассоциации назвали не иначе как вызовом для всей отрасли, — главным образом в контексте поиска новых интеграционных решений, вынужденного найма в обозримом будущем дополнительного IT-персонала, перестройки ряда внутренних процессов.

Также далеки от оптимизма по поводу осуществляемого проекта в Центре изучения молочного рынка. Ключевой довод специалистов — на самом деле мера больше декларативно, чем реально будет пресекать всевозможный фальсификат. В центре не совсем понимают выстроенную логику электронного сертификата.

Россельхознадзор фактически попытался ввести систему контроля всех производственных процессов, начиная от прихода сырья на завод и заканчивая выпуском готового продукта, и на основании этого ведомство пытается сказать — вот этот продукт является фальсифицированным или нет, — делает оценку директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

Намного проще, полагает эксперт, взять продукт и проверить его.

Также ещё один важный момент подчёркивается отраслевыми экспертами — предприятия закупают молоко, они сразу же должны иметь на руках ветеринарные свидетельства об этой партии сырья, но на практике нередко передача данных документов происходит раз в неделю, по договорённости. Всё это превращает профессиональную заботу о борьбе с фальсификатом в профанацию.

Ещё одна ахиллесова пята «Меркурия»: он мобилизован бороться с бичом нынешней пищевой индустрии — растительными заменителями, однако заменители не подлежат ветеринарной сертификации.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Не менее уязвимое место — те же цены на конечную продукцию. Так, средний прогнозируемый рост цен на практически всю «молочку», причём в ближайшие два месяца, обозначен доцентом базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова Михаилом Перельманом в 12–15%. Но после Нового года ценники на пакеты с молоком будут только «тяжелеть». Помимо этого, реализация «Меркурия» повлечёт дополнительно экономико-организационные проблемы — малый и средний бизнес, у которого трудностей и без того хватает, обязан будет обременять себя выполнением новых требований по системе учёта. А к ней подключатся все организации и ИП, производящие, перевозящие или продающие продукцию, которая подлежит ветконтролю.

Председатель Союза потребителей РФ, депутат Госдумы четырёх созывов Пётр Шелищ в комментарии News.ru видит куда большую угрозу для потребителей молока, — как впрочем, и для его производителей, — не в столько в «Меркурии», сколько в системе обязательного маркирования продукции защищёнными знаками. Она, по его информации, в настоящее время навязывается далеко не только молочной отрасли Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), — структурой, входящей в госкомпанию «Ростех» Сергея Чемезова.

Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ

Сейчас ЦРПТ вкладывает в свою идею миллиарды и более чем успешно, я думаю, окупит все свои инвестиции. Причём это навязывание идёт и по многим другим сферам экономики самым что ни на есть административным методом так, что к 2024 году все товары потребительского спроса планируется этой системой охватить.

По оценке главы Союза потребителей России, эффект от проекта не просчитан, зато издержки уже сказываются на подорожании самых разнообразных товаров. При этом показательно, что его быстро и бесконфликтно поддержал Минпромторг. А начиналась эта маркировка с шуб и других меховых изделий, потом всё перекинулось на лекарства, затем распространилось на табачные изделия и лекарственные средства.

А внедрение «Меркурия» — это уже довольно давняя история, связанная с неизбежной модернизацией процессов ветеринарного контроля сырья и готовой продукции. На взгляд собеседника News.ru, она позволит выявить отдельные молокозаводы, которые не получают достаточного объёма молока и потому, возможно, допускают использование фальсификата в виде пальмового масла. Молочники, кстати, уже вложили определённые средства в наладку «Меркурия» на своих производствах, и, разумеется, новый рост цен на молоко запрограммирован, так как производителям молока, сыров, творога и других сопутствующих изделий надо каким-то образом компенсировать издержки.

Плохо то, считает экс-депутат Госдумы, что государство в этом плане идти навстречу молочникам не собирается, — так что, по всей видимости, в очередной раз эта проблема ляжет на плечи покупателей. Оборотная же сторона повышения цены — это понижение спроса. «И это не может не беспокоить, поскольку молоко и молочные продукты в России являются основной частью рациона людей с низкими доходами», — заключает эксперт.