Дмитрий Медведев, перестав возглавлять правительство, не прекратил участвовать в общественной жизни страны. Его последняя статья «Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового коронавируса» тому доказательство. Мы уже писали о том, что в изменившихся обстоятельствах Медведев ищет своё место в системе. Данная публикация — одна из таких попыток найти новую роль. Примечательно, что она подписана автором «заместитель председателя Совета безопасности РФ», а не «лидер „Единой России“». Этим задаётся не столько политический, сколько экспертный подход.
Конечно, сегодня к текстам Дмитрия Медведева нет того внимания, как в 2009 году, когда его статья «Россия, вперёд!» привлекла к себе внимание и оказалась в центре обсуждения. Правда, почти никакой из тезисов, в ней выдвинутых, реализован не был. Но это понятно сегодня, спустя почти одиннадцать лет. Тогда же статья породила у многих обозревателей, особенно из либерального лагеря, несбыточные ожидания. Ныне оценка Медведева-автора, с учётом имеющегося опыта, может быть гораздо трезвее, с пониманием его реальных возможностей, каковые куда более ограничены, нежели ранее.
Прежде чем рассмотреть конкретные предложения Медведева, остановимся на тех аспектах его статьи, которые говорят больше, чем прямо высказанные тезисы. Во-первых, он задаётся вопросом, «является ли вирус рукотворным или естественным», таким образом вольно или не вольно солидаризуясь с администрацией Трампа, которая продавливает проблему именно искусственного создания вируса в секретных китайских лабораториях.
Во-вторых, Медведев не исключает второй волны пандемии со всеми вытекающими последствиями, что означает возможность продления чрезвычайных мер до конца года и далее.
В-третьих, исторические экскурсы его помощников, оснастивших статью фактурой, не вполне корректны. Например, утверждения о блокировании городов в Средневековье во время чумы (чего тогда не могло происходить по причине полного непонимания истоков эпидемии) или такие пассажи, как «в Средние века эпидемии чумы оказали огромное влияние на развитие медицины и государственного управления». Это всё происходило гораздо позже. История антибиотиков также совсем иная, нежели описывается в статье. Потому можно предположить, что статья готовилась в спешке либо не относилась к числу приоритетов.
Я уже отмечал недавно на NEWS.ru, что «в повестку дня встаёт вопрос <...> о глобальной координации усилий по восстановлению мировой экономики. Если Россия выступит в пионерской роли, первой предложит проведение такого форума, например, в формате видеоконференции, то она и будет тем, кому достанутся все преимущества». Дмитрий Медведев предлагает целую серию мер в схожем направлении, прекрасно понимая, что в одиночку России не справиться с последствиями пандемии, однако безо всякой детализации. Его предложения звучат скорее как благие пожелания, хотя и структурированы по направлениям: биологическое оружие, снятие санкций, компьютерная безопасность и т.д.
Наиболее полно представлена экономическая часть статьи. Медведев указывает три основных вызова для России — сокращение мировой экономики почти на три процента (рекордный показатель после 1945 года), введение внутренних внеэкономических ограничений, продиктованных политикой, и падение спроса на российский экспорт. Автор прогнозирует возможный финансовый кризис в 2021 году, связанный с вышеуказанными факторами.
Однако по части предложения конкретных мер данный текст страдает недомолвками и общими местами. Медведев верно указывает, что нынешний кризис беспрецедентен в том смысле, что порождён сознательным свёртыванием экономической активности правительствами во имя спасения жизней людей. Ситуацию можно сравнить с военными действиями, внезапно прерывающими мирную жизнь и перестраивающими экономику на военные рельсы, чем с традиционными экономическими депрессиями и спадами, обусловленными макроэкономическими причинами.
Он также обоснованно отмечает, что кризис, будучи рукотворным, может быть так же быстро преодолён решениями той же власти, которая отменит введённые ограничения. Однако не очень понятно, какое место в нынешней системе управления занимает Медведев, чтобы выдвигать свои предложения. Почему правительство должно их реализовывать или, по крайней мере, прислушиваться к ним?
Слова о цифровизации, об удалённой занятости, об упорядочении контрольно-надзорной деятельности — это всё общие рассуждения, которые сегодня не повторяет разве что ленивый. Предложения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС звучат маловдохновляюще, поскольку каждый из участников ЕАЭС старается преследовать собственные интересы и их объединяет скорее прошлое, нежели будущее, а также текущие опасения правящих элит относительно стабильности и контроля собственности.
В статье Медведева бросается в глаза немалое количество вопросительных знаков. В этом смысле она служит скорее для обозначения проблем. Её автор словно приглашает к разговору и обозначает, что он в рядах действующих политиков, что его рано списывать со счетов. Бывший президент и бывший премьер — это всё регалии, которые ко многому обязывают. Медведев очень рано — в сорок три года — стал главой страны, и потому, уйдя с должности в сорок семь лет, столкнулся с проблемой нахождения такой работы, которая бы соответствовала его статусу. Премьера из него не получилось, экономику направить на удовлетворительный рост ему не удалось. Однако, в силу прежних заслуг, Владимир Путин не может просто его убрать из своего окружения, от обязанностей в «Единой России» также не освобождает. Поэтому, думается, рассматриваемая статья не последняя у данного автора.