18 марта 2014 года Крым официально вошёл в состав РФ. Перед новым российским регионом встала редчайшая в мировой практике задача — полностью сменить модель своего развития, отказаться от устоявшихся стандартов в пользу чего-то неизведанного. Прошло пять лет, и уже можно ответить на вопрос, выиграли или проиграли в итоге крымчане, проголосовав на референдуме за своё новое будущее.
Информационный фон, некогда сложившийся в западных СМИ вокруг российского Крыма, постепенно утрачивает свои мрачные тона и оценки. Подтверждение тому — хотя бы недавняя статья журналиста немецкого издания Der Globus Deutschland Генри Сент-Джорджа, рассказавшего о «ренессансе» полуострова после воссоединения с Россией. Несмотря на жёсткие санкции в отношении Крыма, большая часть региональных экономических задач, поставленных Кремлём пять лет назад, выполнены или решаются, пишет автор. Так, по дну Керченского пролива проложен газопровод длиной 400 километров, в Симферополе обновлён крупный международный аэропорт, за рекордно короткие сроки построена автострада через Крымский мост, самая длинная в России и Европе. Введены в строй несколько систем энергообеспечения, что позволило обеспечить полную энергетическую независимость полуострова.
Сегодня население Крыма насчитывает более 2,3 млн человек — почти на полмиллиона больше, чем в 2014-м. А демография — надёжный индикатор отношения людей к своему окружению, рассуждает Генри Сент-Джордж. В рамках целевой программы поддержки развития региона Москва намерена инвестировать в Крым свыше €4 млрд, резюмирует он.
ВРП ускорился
Между тем на момент включения в состав России валовой региональный продукт (ВРП) полуострова составлял около 0,25% годового объёма ВВП РФ. В пересчёте на душу населения он был ниже российского в 3,9 раза, средняя зарплата — в 2,6 раза, инвестиции — в 3,2 раза. После того как в 2014 году полуостров получил статус свободной экономической зоны (СЭЗ), началась реализация масштабных проектов, направленных на интеграцию экономики полуострова в общероссийскую. В 2015-м объём ВРП Крыма вырос на 8,5% (по этому показателю регион занял второе место среди субъектов Федерации), в 2016-м — на 6%, в 2017-м — на рекордные 10%.
«С учётом тех инфраструктурных проектов на территории полуострова, которые реализуются в рамках государственных инвестиций, я имею в виду строительство Крымского моста, ряда энергетических объектов, призванных исключить энергетическую зависимость Крыма от Украины, мы с полной уверенностью можем говорить о постепенном выведении всего Крыма на общероссийский уровень экономической активности и развития», — говорит руководитель аналитического департамента «Международный финансовый центр» Роман Блинов.
Нераскрытый потенциал
По оценке эксперта, в регионе придают огромное значение развитию бизнес-партнёрства государства и частного бизнеса, а нераскрытый потенциал такого партнёрства в сферах туризма и внешней торговли ещё даст о себе знать. Блинов напоминает, что ещё в 1913 году Крым, по мнению западных СМИ того времени, был поставлен в один ряд с Ниццей и Каннами по уровню развития морских курортов.
«Масштабность проектов просто ошеломляет многих россиян, один мост чего стоит, и самое интересное — это по нему проехаться. Отдельные эмоции. Ещё во времена Второй мировой войны германский вермахт пытался построить что-то похожее, но, к счастью, у них тогда не получилось. Современные технологии шагнули далеко вперёд, и всё теперь по-другому», — рассуждает собеседник News.ru.
Единственную значимую ложку дёгтя в «прекрасной бочке мёда, стоящей рядом с бокалом массандровского вина», аналитик усматривает в санкциях со стороны США и Евросоюза в отношении России в целом и Крыма в частности. Однако, по словам Блинова, последствия этих ограничительных мер уже практически сошли на нет и российский и европейский бизнес, осознавая всю выгоду и целесообразность сотрудничества, находит новые и новые способы для обхода препонов. Где-то у них получается лучше, где-то хуже, но процессы идут, а это самое важное.
Крупнейшим достижением, далеко выходящим за рамки и экономики, и политики, эксперт считает восстановление в марте 2014 года исторической справедливости для полуострова и его жителей: Севастополь всегда был русским городом, городом русских моряков; Черноморский флот — гордость Российской империи — снова в строю, как во времена Екатерины II и графа Суворова; ну а Крым, входивший в состав страны с апреля 1783-го, снова с Россией.
«Темпы роста валового регионального продукта Республики Крым уже давно обгоняют общероссийские. В 2017 году экономика полуострова прибавила 10,1% — это больше, чем в Индии и Китае. В прошлом году произошло замедление, и в итоге цифра составила примерно 5%, но нужно учитывать, что экономический рост в Крыму после 2014 года начинался с очень низкой базы», — поясняет заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Если есть спрос на туризм, есть и инвестиции
По её словам, госпрограмма инвестиций в Крым должна завершиться в 2021 году. В последующие годы федеральный центр продолжит инвестировать в отдельные проекты, наиболее значимые для развития инфраструктуры и социальной сферы региона. До 2020 года экономика Крыма будет демонстрировать темпы роста примерно в 5–6% в год. Это связано с улучшением транспортного сообщения и увеличением притока туристов с материковой России благодаря мосту через Керченский пролив, федеральной трассе «Таврида», модернизации аэропорта Симферополя. А если есть спрос на туризм, обязательно будут и частные инвестиции в туристическую инфраструктуру. Город Севастополь признан самым экологически чистым городом России, и это дополнительно обеспечит приток туристов в него и в целом в Крым.
«Также важно, чтобы полностью решились вопросы со снабжением республики электричеством — благодаря построенному "энергетическому мосту", и газом — благодаря новому газопроводу через Керченский пролив», — говорит Мильчакова.
Что касается санкций в отношении Крыма, они, отмечает Мильчакова, не привели к изоляции полуострова: сюда приезжают не только туристы, но и делегации политиков и бизнесменов, в том числе из «санкционных» стран, ежегодно проводится Ялтинский экономический форум, вызывающий большой интерес у иностранного бизнеса, кроме того, ряд местных отелей и пляжей отмечены «голубым флагом» ЕС.
«Из наиболее важных достижений стоит отметить готовый мост между полуостровом и материком, решённые вопросы водообеспечения и энергетического сектора, новый аэропорт в Симферополе, строительство федеральной трассы "Таврида"», — говорит аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков.
Важнейшие составляющие
Кроме того, продолжает собеседник News.ru, за прошедшие пять лет были открыты региональные сосудистые центры в Симферополе и Евпатории, завершено строительство крупнейшего многопрофильного республиканского медцентра ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Семашко» под Симферополем, служба скорой помощи Крыма получила 258 машин (всего их в автопарке 329). Также стоит отметить отлаженную работу банковского сектора: есть возможность оплаты товаров и услуг банковскими картами.
«Все эти составляющие важны для экономики полуострова, так как являются связующими звеньями спроса на рекреационные услуги, за которыми россияне будут стремиться в регион. Из традиционных проблем Крыма сохраняется фактор сезонности. Во многом он обусловлен низкой эффективностью местных профильных специалистов, которые не могут создать условия для привлечения туристов осенью, зимой и весной», — говорит Стариков.
Неоднозначным ему видится и вопрос привлечения частных инвестиций, поскольку сохраняется большое количество нерешённых юридических аспектов. Ситуацию осложняет фактор санкционного давления. Для кого-то это остаётся серьёзным препятствием, другие включают специальные обходные механизмы — регистрируют филиалы не в Крыму, а на материковой части России, или действуют инкогнито. Как отмечает Стариков, сегодня на полуострове наблюдается бурный рост жилищного строительства, существенно превышающий средние показатели по РФ. Этому способствует режим свободной экономической зоны (СЭЗ), позволяющий застройщикам оптимизировать налогообложение. Строительные компании, работающие в Крыму, имеют значительные льготы по налогам на заработную плату, имуществу, по земельному налогу.
Чёткая стратегия
По словам директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотёк: чёткая стратегия отсутствовала, всё сводилось к модернизации отраслей за счёт собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут жить достаточно зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится.
Сегодня чёткая стратегия присутствует, однако полуостров остаётся высокодотационным регионом в составе РФ, очень сильно зависящим от бюджетных потоков из Москвы. Придание Крыму большей финансовой самостоятельности — наверное, ключевая задача если не ближайшего, то хотя бы отдалённого будущего. Возможно, после ослабления западных санкций решить её будет проще.