Лет через пять любому россиянину, располагающему минимум $200 тысячами, будет доступен ближний космос. Полёт на высоте до 200 км продлится несколько минут, а туристы смогут «опускаться на парашютах или двигателях», уточнил соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы AeroNet («Аэронет») Сергей Жуков.
«Есть проект „КосмоКурс“ — он развивается за счёт частного инвестора. Речь идёт о суборбитальных туристических перевозках. Разрабатывается и ракетоноситель, и спускаемый аппарат, и двигатель. Компания-разработчик имеет лицензию Роскосмоса», — сообщил Жуков в интервью РИА Новости.
За последние годы, напомним, тема «доступного» для граждан РФ частного космического туризма звучала неоднократно. Например, в июне 2018 года гендиректор госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров заявил американскому спутниковому телеканалу CNBC, что среди россиян наблюдается возрастающий интерес к полётам на низкую околоземную орбиту и что «люди готовы платить» за подобную возможность огромные деньги. Ранее, в марте 2018-го стало известно, что частная компания «КосмоКурс» первой в стране получила от Роскосмоса допуск к разработке многоразовой системы для отправки туристов в космос. Речь идёт о комплексе, который состоит из суборбитальной ракеты-носителя массой 80 тонн и суборбитального космического аппарата массой 7 тонн для экскурсий на высоту 200 км.
По задумке «КосмоКурса», полёт в составе группы из шести человек продлится 15 минут (то есть без оборота вокруг Земли), из которых 5−6 минут туристы будут находиться в невесомости. Управлять капсулой будет один пилот. Первую экскурсию компания планирует провести в 2020 году, цена билета — $200−250 тысяч, старт ракеты будет произведён с одного из двух космодромов — Байконур в Казахстане либо Капустин Яр в Архангельской области. Максимальные кратковременные нагрузки составят до 5g (пятикратный вес в состоянии покоя), это больше, чем при посадке спускаемой капсулы пилотируемого корабля «Союз», но, по словам гендиректора «КосмоКурса», выпускника МАИ и бывшего сотрудника Центра Хруничева Павла Пушкина, человек их хорошо выдерживает.
Пушкин основал «КосмоКурс» в 2014 году. Сегодня в компании работают 30 человек в возрасте от 20 до 60 лет, и, по словам редактора издания «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, «у них достаточно сильный конструкторский коллектив и есть негосударственное финансирование». Реализация проекта частного космического туризма обойдётся приблизительно в $150−200 млн; основным инвестором, по данным газеты «Ведомости», может быть совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов.
Между тем на этом узком рынке «КосмоКурсу» придётся конкурировать с двумя американскими компаниями — Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса. Обе ведут разработки туристических космических кораблей, но, по оценкам экспертов, обе продвинулись значительно дальше «КосмоКурса» и при той же цене билета ($200−250 тысяч) планируют начать полёты уже в самом ближайшем будущем.
Просматриваются и другие проблемы. Прежде всего, по мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, «КосмоКурс» не окупит затраты, поскольку в стране едва ли найдётся достаточное количество желающих отправиться на орбиту.
«Россия уже запускала семерых туристов на Международную космическую станцию. Потом этот проект закрылся. Сейчас мы планируем доставить на МКС подданных Саудовской Аравии, но они — не туристы, а учёные-космонавты», — рассказывает News.ru Моисеев.
По его словам, то, что понимается под «космическим туризмом», — это выход на высоту более 100 км. Технически поставить такие запуски на поток возможно. Загвоздка в том, где взять людей, которые согласятся выложить за короткую экскурсию $250 тысяч.
«В России есть олигархи, но они не очень любят афишировать свои деньги, а такой полёт привлечёт внимание всего мира. Путешественнику придётся раскрыть источник своих средств. Кроме того, в США уже есть аналогичные орбитальные аппараты, причём намного более продвинутые. И если кто-то за рубежом изъявит желание совершить вояж в космос, этот человек, скорее всего, воспользуется услугами американцев», — рассуждает Моисеев.
Первым космическим туристом стал, напомним, американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито: он побывал на МКС в 2001-м, выложив за полёт $20 млн. Год спустя его примеру последовал бизнесмен из ЮАР, основатель компании Canonical Марк Шаттлворт. Затем МКС посетили предприниматель из США Грегори Олсен (2005-й), первая космическая туристка Ануше Ансари (2006-й), миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони (2007-й и 2009-й), разработчик компьютерных игр Ричард Гэрриот (2008-й) и руководитель Цирка Солнца Ги Лалиберте (2009 год). Эта практика прервалась после завершения американской пилотируемой программы Space Shuttle и в связи с необходимостью доставки астронавтов НАСА на МКС.