Небольшие банки Китая отказываются принимать платежи из России. Хотя во многом именно на них рассчитывал наш бизнес, столкнувшийся с трудностями при переводах. Предполагалось, что мелкие банки менее подвержены риску подпасть под санкции. Но оказалось, что и они не готовы вести дела с российскими компаниями. Как теперь будет решаться вопрос с расчетами и останутся ли россияне без китайских товаров, рассказывает NEWS.ru.
Число китайских банков, которые отказываются работать с российским бизнесом, продолжает расти. Как пишут «Известия», региональные китайские банки вслед за крупными перестали принимать платежи из России.
С мая 2024 года мелкие банки КНР стали активнее использоваться российским бизнесом, и считалось, что они менее уязвимы для западных санкций, так как меньше взаимодействуют с американскими партнерами. По словам генерального директора занимающейся поставками техники из КНР компании Atvira Екатерины Кизикевич, 20 июля один из китайских банков прислал письмо о приостановке расчетов, хотя еще в июле платежные трансакции проходили «более-менее стабильно».
«Даже небольшие региональные банки КНР стали все чаще отказываться принимать платежи из РФ, хотя в мае — июне работали с российским бизнесом», — подтвердил гендиректор АО «Первая Группа» Алексей Порошин. По словам коммерческого директора компании «Импая Рус» Алексея Разумовского, принимать прямые трансакции из России отказываются больше 98% китайских банков, в том числе региональные. Он предупредил о возможных проблемах с поставками товаров в Россию и росте цен.
Компании в России стали испытывать трудности с трансграничными расчетами с начала 2022 года, однако ситуация заметно ухудшилась только в конце 2023 года. Тогда президент США Джо Байден подписал указ о вторичных санкциях, в том числе против иностранных банков, за помощь со сделками подсанкционным лицам и за поставки российскому ОПК.
После этого крупные китайские банки начали отказывать нашему бизнесу в проведении платежей. Так, в начале февраля расчеты с Россией и Белоруссией остановил китайский банк Chouzhou Commercial, считавшийся основным расчетным центром для российских импортеров из-за относительно нестрогого комплаенса и географического местонахождения. Проблема касалась не только системы SWIFT, но и российской СПФС, а также китайской CIPS. Из-за отказа проводить платежи стало известно о срыве некоторых сделок.
Затем стало известно, что около 10 крупных банков Китая прекратили расчеты с российским бизнесом в юанях. А с конца марта начали блокировать платежи из России за серверы и ноутбуки.
В июле руководитель комитета по работе с Китаем Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ) Андрей Коган говорил NEWS.ru, что у китайских партнеров на данный момент нет решения ситуации с платежами. По его словам, ситуацией пользуются недобросовестные китайские кредитные организации. В целом сейчас партнеры «бегают от банка к банку» с круглыми глазами и слушают обещания, отмечал он.
В том же месяце Алексей Порошин рассказывал, что финансовые организации Китая негласно делят юань на «чистый» и «грязный» (то есть имеющий отношение к России) и не хотят работать с последним.
К слову, после указа Байдена чаще отказываться от платежей из России стали банки не только Китая, но и ОАЭ и Турции, а также стран Центральной Азии.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, российский бизнес ищет и находит способы оплачивать товары и услуги. Вариант с региональными банками больше не работает, но есть другие способы для обхода санкций:
Несколько дней назад стало известно, что уже осенью Россия и Китай могут провести первые бартерные сделки. В частности, источник Reuters в российской промышленной компании сообщил, что компании обсуждают экспорт металлов из России в обмен на оборудование из Китая. Бартерные сделки между Москвой и Пекином проходили во время существования СССР, продолжались в 1990-е годы. Позже они прекратились из-за перехода на банковские расчеты.
Есть и другие способы осуществлять платежи, но эксперты предпочитают о них умалчивать. Руководитель компании по международной торговле и ВЭД «Команда Сикурс» Раиса Донская напоминает, что в мире идет информационная война, поэтому рассуждать о решении проблемы с платежами нужно очень осторожно. «Каждый раз, когда мы говорим о каких-то способах решения проблемы с платежами, мы всегда показываем пальцем туда, где требуется принять дополнительные меры против нас», — замечает собеседница NEWS.ru.
По мнению руководителя департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, возможность оплаты по бартеру выглядит сомнительной. «Измерить, к примеру, плоские телевизоры или смартфоны в бочках нефти, притом что ценообразование в каждой из этих категорий происходит по-разному, действительно очень трудно», — объясняет он NEWS.ru.
Бартер сложен в организации, требует специальных соглашений и не всегда эффективен в длительной перспективе, соглашается с ним руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. А вот создание международной платежной системы, которой будут пользоваться в трансграничных расчетах страны БРИКС и их контрагенты, выглядит вполне оправданным, считают эксперты. «У международной платформы всегда выше вес, чем у национальной, и ее сложнее „отменить“ в рамках санкций», — говорит Шнейдерман.
Экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода в разговоре с NEWS.ru не исключает, что эта система будет основана на блокчейне и позволит осуществлять расчеты в цифровых валютах.
Как минимум это приведет к росту цен, а возможно, и дефициту некоторых товаров.
«В среднесрочной перспективе поставщики в очередной раз перестроят логистические цепочки в пользу использования других стран как перевалочного хаба (не очевидный претендент на эту роль — Монголия, а также Узбекистан или даже Индия). Логичное следствие в таком случае — рост цен за услуги посредников и удлинение пути следования груза», — прогнозирует Шнейдерман.
По словам Деева, проблемы с платежами могут привести к росту цен на товары из Китая из-за необходимости использовать более дорогие способы оплаты или из-за увеличения спроса на товары из других стран.
Если платежи остановятся совсем, может возникнуть дефицит, это касается прежде всего автомобилей и запчастей к ним, станков, электроники и чипов, а также бытовой техники, перечисляет Деев.
По словам Раисы Донской, удлинение логистических цепочек приведет к увеличению стоимости товара, однако «дефицит мы почувствуем вряд ли». «Не думаю, что ситуация технически не решаема. Просто она стала уж очень витиеватой», — резюмирует она.
Читайте также:
России запретят покупать? Как это скажется на ценах
Китайские банки отвернулись от России: мы останемся без товаров из КНР?
Запад усилил банковский террор: как быть россиянам на отдыхе в ОАЭ и Турции
Россияне лишатся китайских смартфонов и авто? Что будет с импортом из КНР