Казахстан качает свою нефть по российской «Дружбе»: сколько мы теряем

Экономика 13 августа, 2024 / 21:50

Казахстанская «дочка» итальянской компании начала качать по российскому нефтепроводу «Дружба» свою нефть в Германию. Таким образом на нашей инфраструктуре зарабатывает в том числе Астана. Теряет ли что-то в этой ситуации Россия, уступая свою магистраль соседней стране, рассказывает NEWS.ru.

Кто начал качать казахстанскую нефть по российской «Дружбе»

С начала 2023 года поставки российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» прекратились из-за санкций, но восстановились уже в конце февраля благодаря казахстанской компании «Карачаганак петролеум оперейтинг». Затем к ней присоединилась Inpex North Caspian Sea — «дочка» японской компании Inpex.

И вот, наконец, третья, казахстанская дочерняя компания итальянского концерна Eni — Agip Caspian Sea — начала экспортировать казахстанскую нефть в Германию через российский трубопровод «Дружба». По информации собеседников издания, в июне объем поставок нефти Eni, который транзитом шел через Россию, составил примерно 20 тыс. тонн.

Кроме того, согласно источникам, за первое полугодие 2024 года Agip Caspian Sea продала 48,5 тыс. тонн нефти через порт Новороссийск, а в январе — июне 2023 года компания отправила 40,5 тыс. тонн через тот же порт и 50,5 тыс. тонн через Усть-Лугу.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Сколько Россия теряет на эксплуатации нефтепровода Казахстаном

В июле этого года объемы прокачки снизились до менее чем 300 тыс. баррелей в сутки против почти 1 млн баррелей до санкций, напомнил основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. «Учитывая колебания цен на нефть, такие сокращения приводят к значительным финансовым потерям. Например, при средней цене нефти в $60 за баррель ежемесячные потери от санкций могут составлять около $1,26 миллиарда», — сказал он в беседе с NEWS.ru.

В свою очередь аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что для «Транснефти», эксплуатирующей «Дружбу», объем казахстанской нефти является достаточно небольшим. «Планы Казахстана предусматривают поставку около 1,2 млн тонн нефти в год в Германию. Это менее 0,3% от общего объема прокачки нефти „Транснефтью“ [по всем ее нефтепроводам]. В то же время любое дополнительное использование мощностей трубопроводов в условиях ограничений ОПЕК+, конечно, является позитивом для „Транснефти“», — заметил он.

Кауфман добавляет: РФ удалось перенаправить все объемы, которые ранее шли на европейский рынок, и сейчас наш экспорт ограничивается в первую очередь соглашением ОПЕК+, а не отсутствием рынков сбыта. В то же время из-за усложнения логистики и санкций российская нефть сейчас продается со скидкой около $13 за баррель, и это как раз те деньги, которые нефтяники теряют. «На наш взгляд, именно появление дисконта на российскую нефть является основным негативным итогом потери западных рынков сбыта», — заключил Кауфман.

Ситуация с нефтепроводом «Дружба» сложная и не имеет простого решения, говорит основатель «Школы Практического Инвестирования» Федор Сидоров в беседе с NEWS.ru: «Россия старается минимизировать потери от невозможности перекачки нефти по нему, но полностью избежать их нельзя».

Фото: Виктор Толочко/Sputnik/РИА Новости

Что такое нефтепровод «Дружба»

«Дружба» — самый длинный в мире магистральный нефтепровод. Построен в 1960-е и проходит от Самары до белорусского города Мозырь в Гомельской области, а затем разделяется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия). В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России). В страны дальнего зарубежья ежегодно до начала специальной военной операции на Украине отправлялось 66,5 млн тонн топлива, в том числе по северной ветке — 49,8 млн тонн. Для сравнения: весь экспорт нефти из РФ в 2021 году составил 230 млн тонн.

В сутки по трубе ранее проходило около 740 тыс. баррелей (по другим данным — до миллиона и больше), из которых 460 тыс. шли на немецкие нефтеперерабатывающие заводы и еще 280 тыс. — для польского завода в Плоцке.

Российский отрезок трубопровода эксплуатируется «дочкой» «Транснефти» — АО «Транснефть-Дружба». Белорусский участок нефтепровода находится в собственности «Гомельтранснефти», украинский — «Укртранснафты», польский и немецкий — PERNruen, венгерский собственник — группа компаний MOL, словацкий — Transpetrol, чешский — Mero.

Фото: Егор Еремов/РИА НовостиВид на емкости для хранения нефти нефтепровода «Дружба»

Что произошло после начала СВО и санкций

Евросоюз не смог сразу отказаться от нефти из России: слишком сильно он от нее зависел. Тогда он сначала закупился впрок, а затем, с 5 декабря 2023 года, и вовсе отказался от морских поставок нефти из России — это две трети от общего объема продаж черного золота в Европу. Еще треть как раз поступала по нефтепроводу «Дружба» в Германию, Венгрию, Чехию, Польшу и Словакию.

Однако с 1 января 2023 года Германия отказалась и от нефти по «Дружбе». В феврале Россия прекратила поставки в Польшу из-за неуплаты (по версии Москвы). То есть два крупнейших заказчика перестали покупать и трубопроводную нефть. Тогда прокачка по «Дружбе» упала втрое по сравнению с февралем 2022-го.

Кроме того, с магистралью случались различные ЧП. 15 ноября 2022 года, по сообщению венгерской энергетической компании MOL, трубопровод «Дружба» был остановлен после обесточивания. Энергетики заявили, что электростанция, обслуживающая трубопровод на территории Украины, пострадала в результате обстрела. 17 ноября агентство Reuters сообщило со ссылкой на официальных лиц, что поставки российской сырой нефти в Венгрию и Словакию возобновились. 24 ноября остановилась прокачка нефти в Словакию через южную ветку нефтепровода «Дружба» из-за перебоев с электроэнергией. Были и другие подобные эпизоды.

Почему в Европе захотели увеличить поставки

В июне 2023 года агентство Reuters сообщило о том, что из-за опасений продолжения эскалации на Украине, связанных с разрушением Каховской ГЭС, Венгрия, Словакия и Чехия увеличат свои закупки российской нефти по южному маршруту трубопровода «Дружба». Так, например, венгерская MOL, основной покупатель нефти марки Urals в Венгрии и Словакии, планировала закупить около 900 тыс. тонн по сравнению с 750 тыс. тонн в мае, а нефтеперерабатывающий завод Unipetrol в Чехии — 430 тыс. тонн вместо 400 тыс. тонн в мае.

5 августа 2023 года была обнаружена разгерметизация на одной из двух ниток трубопровода «Дружба» в районе города Ходеч. Подача нефти по одной из веток нефтепровода была приостановлена. Работоспособность поврежденного участка была восстановлена вечером 7 августа.

Читайте также:

Энергетик объяснил, как Россия спасет Венгрию от дефицита нефти

Аналитик высказался о последствиях для России решения Киева по «Дружбе»

В Евросоюзе не поддержали жалобу Венгрии на Украину