Налоговые льготы, которые Минфин и Банк России планируют предоставить гражданам и работодателям в рамках новой пенсионной реформы, будут стоить отечественному бюджету 10 млрд рублей. Проект так называемого гарантированного пенсионного плана (ГПП) должен стать финалом реформы накопительной пенсии, призванной модернизировать замороженные с 2014 года сбережения. Гражданам нововведения выгодны, зато работодателям — вряд ли, полагают эксперты.
Сами разработчики уверены, что планируемые изменения позволят россиянам обеспечить дополнительный доход в старости. По словам представителей Минфина и главного финансового регулятора, сама идея предполагает не выпадающие из бюджета доходы, а их перераспределение между различными статьями.
Бюджет страны компенсирует расходы на налоговые льготы за счёт того, что деньги будут инвестированы в экономику России. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению темпов её роста, — пояснил «Известиям» один из источников.
Готовящаяся законодательная новелла, свидетельствуют подсчёты Национального рейтингового агентства (НРА), даст возможность привлекать в систему 175–360 млрд рублей ежегодно.
Затраты на нововведение в размере 10 миллиардов рублей — очень маленькая сумма для бюджета, просто незаметная, — пояснила News.ru главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталья Орлова.
При этом, по её словам, идея стимулировать население льготами — правильная, потому что это создаёт финансовую мотивацию.
Но вот логистическое сопровождение этих отчислений — приём документов, кто и сколько будет отчислять — всё будет управляться компаниями, поскольку работодатели отвечают за отчисления. То есть ляжет на их плечи. Управление всеми этими отчислениями для компаний будет достаточно дорогим делом. Да и издержек много — объяснять людям, перечислять в разные фонды деньги и т.д. Всё это может быть не очень интересно компаниям — зачем такие издержки нести?
По мнению эксперта, издержки по управлению отчислениями на балансах компаний оставлять нельзя.
Работодатели не часть правительства, поэтому не сильно в этом заинтересованы, — подчеркнула она.
Между тем председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что пока трудно говорить, сколько на самом деле граждан будет пользоваться этим планом.
Всё в руках рынка. При этом закон предоставит стимулирующие меры: освобождение от налога на доходы физических лиц, стимулирование доплатят компании, в которых работают граждане. В стимулировании могут поучаствовать и федеральный бюджет, а также субъекты Федерации.
Система ГПП, по данным источников РИА Новости и РБК, предполагает госгарантии сохранности накоплений, такие же, как и по обязательному пенсионному страхованию. У россиян будет возможность присоединить к гарантированному пенсионному продукту ранее сформированные обязательные пенсионные накопления.
Сообщается, что негосударственные пенсионные фонды должны будут не реже чем раз в пять лет отчитываться о размерах накоплений. В случае же сокращения показателя фонды понесут серьёзную ответственность за возмещение убытков.
Законопроект о гарантированном пенсионном плане будет внесён в Госдуму в ноябре, а его рассмотрение в нижней палате парламента будет происходить уже в первой половине 2020 года, — сообщил News.ru Аксаков.
Предварительное рабочее название проекта закона — «О гарантированном пенсионном продукте». Его элементы: добровольный порядок присоединения к системе накоплений, налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан, гарантирование сохранности накоплений со стороны государства.
Мы эту пенсионную реформу проводим уже лет десять и всё никак не можем понять, как её проводить. Постоянно всё в рамках предлагается что-то новое — то индивидуальный пенсионный капитал, то ещё что-то. Поэтому не удивлюсь, если эта очередная новация будет принята.
По мнению же Натальи Орловой, из-за того, что в последние годы в России часто меняются схемы по управлению пенсионными деньгами, «людям очень тяжело всё время разбираться в нововведениях».
В беседе с News.ru председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский сказал, что прежде всего нужно спросить, кому больше всего нужны пенсионные накопления — гражданам или государству?
Очевидно, что ответ на этот вопрос лежит в плоскости взаимной заинтересованности — они нужны и гражданам, и государству. Гражданам это даст прибавку к тому, что предоставляет гарантированная пенсия. Участие компаний в этом очевидно — они, по сути, делятся на будущее своей прибылью со своими работниками. Ведь эти деньги не заработал работник — их из прибавочной стоимости получает работодатель. Вернее, он их недополучает и отдаёт в пользу сотрудников. Это своего рода «золотые кандалы», которыми он приковывает хорошего работника к себе, включая и другие социальные гарантии.
Государство же получает, по его словам, «дешёвые» деньги, не обременённые никакими процентными ставками.
Главные плюсы нововведения, считает он, — гарантия сохранности денег со стороны государства, индексация, наследование, инвариантность (забрать деньги в течение срока, а потом опять вернуться в систему), льготы со стороны налоговой системы, интерес страны к этому капиталу, который можно использовать при инвестировании крупных финансовых проектов, которые в будущем дают прибыль.