Как скажется на россиянах новая маркировка товаров

Экономика 29 ноября, 2019 / 10:36

В России с 1 декабря будет расширен перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. К алкогольной продукции и сигаретам добавятся духи и туалетная вода; шины; одежда из кожи; женские и детские вязаные блузки; верхняя одежда; постельное, туалетное и кухонное бельё; фотокамеры и лампы-вспышки. Ожидается, что в будущем маркировка распространится на все товары, выпускаемые на территории Российской Федерации. В плюсах и минусах маркировки разбирался News.ru.

Сегодня обязательная маркировка — головная боль для многих компаний. Это обусловлено тем, что запустить её процесс довольно-таки сложно: необходимы приличные вложения на покупку специального оборудования, требуется расширение штата сотрудников и их обучение. А наибольшие трудности возникнут у компаний с плохо развитым процессом автоматизации.

Как пояснила News.ru руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян, многие фирмы, а как правило, это малый бизнес, никогда ещё даже не слышали про обязательную маркировку товаров. Получается, что есть определённые проблемы с информированностью.

И это несмотря на то, что табак и шубы уже подлежат обязательной маркировке на законодательном уровне. А в ближайшее время это коснётся лекарств.

Анаит Василян руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA

Между тем, если компании (производители или импортёры) не могут или не хотят самостоятельно заниматься процессом маркировки, то они могут обратиться в логистические компании — они предоставляют эти услуги как на стадии наклейки маркировки, так и в процессе получения кодов Data Matrix.

Для конечного потребителя есть как плюсы, так и минусы от маркировки. Конечно, люди будут лучше защищены от подделок. Причём речь идёт не о брендовой сумке, а, к примеру, о питьевой воде. Ведь по экспертным оценкам, сейчас подделывается порядка 50--60% продаваемой бутилированной воды.

По мнению заместителя генерального директора компании BMJ-logistics Константина Бондаренко, объём контрафакта резко сократится.

Подпольные цеха уже не смогут просто так «вливать» в оборот свою продукцию, потому что должны будут зарегистрироваться и полностью «обелиться». Предприниматели, которые работают в правовом поле, прямо заинтересованы в этом, ведь таким образом снизится конкуренция со стороны производителей дешёвых подделок.

Константин Бондаренко заместитель генерального директора компании BMJ-logistics

Если маркировка позволит быстро и жёстко очистить рынок от контрафакта, то это будет бесспорным плюсом для всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

К минусам же можно отнести повышение конечной стоимости товара. Так, по различным прогнозам, оно составит приблизительно 10%.

Однако стоимость самой марки не может существенно повлиять на увеличение расходов производителя, но приобретение сопутствующего оборудования и новая организация всех логистических процессов, безусловно, на это повлияют.

Особенно это почувствуют на себе мелкие и средние компании. Не подготовившись заранее, они просто не смогут подобрать либо переучить персонал, считает Бондаренко. А персонал должен быть высококвалифицированным, потому как процесс регистрации кода Data Matrix связан с определёнными действиями и навыками, которые среднестатистический менеджер освоит не сразу. Для этого необходимо иметь знания в области коммуникации с ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), знать сложные и объёмные бизнес-процессы и т.д.

Дальновидные компании, для того чтобы не оказаться «на обочине», участвуют в экспериментах по маркировке тех или иных товаров, активно трудятся в самых различных рабочих группах, проводят семинары, осваивая, по сути, новую профессию.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов рассказал News.ru, что сейчас бизнес-сообщество активно обсуждает увеличение переходного периода обязательной маркировки для различных отраслей, поскольку спрогнозировать дополнительные бюджеты, связанные с процессом нанесения самого Data Matrix на товар, крайне сложно.

Многие иностранные производители и дистрибьюторы ещё не определились, где делать маркировку: в стране отправления, на промежуточных азиатских или европейских складах или же использовать возможность таможенных складов в России. Как результат, это может изменить и привести к удорожанию уже устоявшуюся модель доставки товаров от поставщиков.

Алексей Мисаилов директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic

Кроме того, он подчеркнул, что некоторые компании используют систему отслеживания track and trace для защиты от подделок и серого импорта. Эти нововведения появились на азиатских рынках в основном для товаров сегмента fashion и luxury. Для скоропортящихся товаров данная система позволяет максимально быстро проходить таможенные процедуры, а также карантинные и ветеринарные инспекции в Китае.

В свою очередь директор по таможенным операциям логистической компании «Даксер» Тимур Давиташвили заявил, что индивидуальный код будет подтверждать качество, а также то, что продукт импортного производства, а не российского.

Однако процесс маркировки является очень сложным и дорогостоящим. Не все производители готовы вносить изменения в свой технологический уклад и внедрять дополнительные маркировки.

Тимур Давиташвили директор по таможенным операциям логистической компании «Даксер»

В настоящее время, говорит он, сложно сказать, сколько средств придётся на это потратить, но можно смело утверждать, что затраты на маркировку, например одежды, обуви и парфюмерии, будут большими. Это связано с тем, что такие товары будет необходимо выгружать на склад, вскрывать грузовые места, наносить маркировку, заново упаковывать и загружать всё обратно.

Процедура таможенного оформления этих категорий товаров станет сложнее, так как в случае проведения досмотра на таможенные органы возложат функцию контроля QR-кодов. Получается, представители таможни будут сканировать и сверять данные маркировочных знаков с информацией из реестра товаров. В случае несоответствия груз будет задержан для дополнительной проверки.

Как отметил Давиташвили, это вынуждает импортёров менять логистические схемы, что, в свою очередь, может привести к дополнительным затратам — финансовым и временным. Безусловно, подобные расходы будут включены в себестоимость, из-за этого повысится цена для конечного потребителя.