Как победить бедность в России

Экономика 17 октября, 2019 / 10:38

17 октября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Бедность в России на сегодняшний день по-прежнему остаётся довольно острой темой, затрагивающей, по официальным данным, около 20 млн россиян. Но можно ли оценить реальное число граждан за чертой бедности и почему по многим прогнозам цели по сокращению этой проблемы недостижимы? В этих вопросах разбирался News.ru.

История Дня борьбы с нищетой связана с 17 октября 1987 года, именно в тот день свыше 100 тысяч человек собрались на площади Трокадеро в Париже, где ещё в 1948 году была подписана Всеобщая декларация прав человека. Позднее, в 1992 году Генассамблея ООН объявила 17 октября Международным днём борьбы за ликвидацию нищеты.

Черта бедности — увы, определение не вполне научное. В существующей версии МВФ абсолютно бедными в мире считаются те люди, которые живут менее чем на $2 в день, причём ранее этот порог был зафиксирован на уровне $1. Но не надо забывать, что, например, в африканских племенах нет нужды в жилище из стекла и бетона, центральном отоплении, электричестве, а также их никто не заставит оплачивать другие коммунальные платежи или налоги.

Согласно индексу ВЭФ, в 2018 году неравенство в доходах возросло или осталось на прежнем уровне в 20 из 29 стран с развитой экономикой, а уровень бедности увеличился в 17 государствах. При этом, по информации Всемирного банка, в 2018 году 46% населения планеты, а это около 3,4 млрд человек, жило менее чем на $5,5 в день.

По мнению эксперта Международного финансового центра Владимира Рожанковского, говоря о пороге бедности в России, мы должны учитывать нашу местную специфику и тот минимальный набор жизненных благ, без которого человек не просто деградирует, но даже подвергает свою жизнь опасности.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

По этому критерию официальный прожиточный минимум в Москве с 1 января 2019 года составляет 18 тысяч 781 рубль, но он никоим образом не отвечает на вопрос — где такой человек живёт и из каких средств оплачивает арендную плату и коммунальные платежи, которые сами по себе составляют в среднем порядка 6–7 тысяч рублей в месяц и являются обязательными для любого и каждого человека, имеющего крышу над головой. То есть все эти цифры — в достаточной мере оторваны от реальности, субъективны и попросту умозрительны.

Владимир Рожанковский, эксперт Международного финансового центра

Поэтому было бы правильно определять не прожиточный минимум, а порог социальных субсидий, как в странах Запада, который как раз и включает в расчёт минимального ежемесячного дохода человека такие обязательные вещи, как стоимость наёмного социального жилья, квартплаты с базовым набором услуг ЖКХ, а также месячные поездки в общественном транспорте.

В этом случае вполне вероятно, что эта сумма выросла бы до где-то до 30 тысяч рублей для Москвы и до 20 тысяч рублей для регионов России.

На самом деле, если уж затрагивать всеобъемлющую тему бедности и социального неравенства, то можно вспомнить последние исследования ОБСЕ, которые весьма интересны и познавательны с точки зрения не просто констатации факта о том, что в каждой стране, включая Россию, некоторая доля населения живёт в условиях невозможности позволить себе элементарные блага цивилизации, а с точки зрения изучения долгосрочного влияния бедности на те категории жизнедеятельности общества, которые касаются абсолютно всех.

Основной тезис одной из последних их работ заключён в следующем довольно ёмком абзаце: «Разрыв между богатыми и бедными в мире продолжает увеличиваться. Это продолжительное увеличение неравенства в доходах вызывает не только социальные и политические проблемы, но и экономические. Это явление имеет тенденцию замедлять рост ВВП из-за растущего разрыва наиболее динамичных потребителей — 40% нижнего сегмента среднего класса — от остальной части общества. Людям с низким доходом не дают возможности реализовать свой потенциал человеческого капитала, что вредно для экономики в целом».