Мошенники перешли на принципиально новый уровень кражи средств россиян с банковских карт. Теперь они не просто наобум обзванивают граждан с надеждой поймать на свою удочку недостаточно финансово грамотных пользователей банковских услуг, а применяют в своей деятельности инсайд из финорганизации и последние достижения техники. Методы мошенников стали настолько изощрёнными, что стать их жертвой могут даже опытные клиенты банков. Более того, эксперты предупреждают, что современные технологии.
В начале недели пользователи соцсети Facebook с удивлением узнали, что новая цель мошенников — финансово грамотные и продвинутые клиенты банков. На их удочку чуть не попалась пиар-директор концерна «Калашников» София Иванова, которая описала новый метод преступников на своей странице. «В прошлую пятницу у меня почти украли все деньги с карточки Сбербанк. Это было похоже на зомбирование цыганами, когда ты вроде умный человек, но совершаешь глупые действия под воздействием», — сообщила София.
Как она рассказала, звонок якобы из Сбербанка был совершён с короткого номера кредитной организации, на заднем фоне раздавались звуки, характерные для call-центра, «сотрудник» назвал практически все её персональные данные. Единственное, что не знали мошенники, — кодовое слово, которое необходимо для совершения операций по телефону. Наверное, менее продвинутый пользователь банковских услуг ничуть не усомнился в подлинности звонка, да и сама София не сразу очнулась от «зомбирования». Ее спасло только то, что она вспомнила, что банки никогда не звонят сами, если дело касается проведения операций.
На следующий день тему развернула газета «Коммерсант», корреспонденты которой выяснили, что описанный Софией Ивановой случай — далеко не единственный. Эксперты, опрошенные изданием, уверены, что без инсайда из банка (слишком большой объём информации преступники имели в своем распоряжении), а также использования новейших технических средств не обошлось. Так, есть вероятность, что звонок якобы из Сбербанка удалось совершить благодаря специальной программе.
«В магазине приложений есть приложение, через которое можно указать любой исходящий номер. Например, я могу позвонить как будто с номера вашего начальника или президента. Если вы по этому номеру перезвоните, то попадёте к реальному человеку. Такая возможность доступа обеспечивается подключением создателей приложения к шлюзу какого-то оператора в мире», — поясняет директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
В общем, технология давно известная и до сей поры активно использовалась только пранкерами, теперь до этого уровня доросли и мошенники. Более того, отмечает Владимир Зыков, есть и более сложные технические решения, которые позволяют замкнуть звонки с любого номера на станцию мошенников.
«Это такое специальное техническое устройство — пентасота, которая в какой-то степени напоминает базовую станцию. Пентасота встраивается в сеть оператора связи, и все звонки этого района проходят через нее. То есть можно и прослушивать звонки и перехватывать. Скажем, если человек будет звонить в Сбербанк по номеру 900, то попасть можете на мошенников», — предостерегает эксперт.
Ощутить себя в ситуации незадачливого губернатора из фильма «День выборов» вряд ли можно назвать блестящей перспективой. Поэтому сразу можно дать совет. В случае проведения подозрительной трансакции лучше заблокировать карту и лично обратиться в кредитную организацию.
Развитие технологий, в том числе цифровых, — это не только дополнительное удобство, но, безусловно, ещё и вызов. Что говорить, когда современный смартфон превратился в унифицированный личный кабинет и ускорил доступ к различным финансовым услугам. Но насколько рядовой потребитель может быть уверен, что новые способы защиты гарантируют его безопасность?
«С одной стороны, конечно, хорошо, когда личный телефон максимально защищён. С другой, не все пользователи готовы устанавливать на нём банковские приложения, не будучи специалистом в информационных технологиях, поскольку не могут быть полностью уверены, что хакеры не смогут обойти пароли в случае, например, потери телефона», — рассказал заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев.
По словам эксперта, электронные продукты в целом сегодня защищены достаточно хорошо, мошенничество встречается на десятки тысяч трансакций. «Но всё же очень обидно, когда обманывают именно тебя», — отметил Ростислав Кокорев.
По его мнению, для борьбы с современным мошенничеством требуются не столько новые законы, сколько эффективное правоприменение, а также обеспечение должного уровня информационной безопасности со стороны самих финансовых организаций. Большая доля ответственности при этом лежит на самих потребителях финансовых услуг, которые должны проявлять бдительность с учетом возникающих рисков. Личная забота о безопасности важна еще и с точки зрения возврата похищенных средств.
Как напомнил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, нет ни малейшего шанса доказать, что вас ввели в заблуждение, если сами сообщили злоумышленникам кодовое слово по телефону.
«Кодовое слово и CVV-коды нельзя никому сообщать устно, а также вносить в онлайн-формы на неизвестных сайтах. Вы можете называть слово, только когда сами звоните по телефону, указанному на карте», — предупредил он.
Советы экспертов можно поделить на несколько блоков. Первый — проявлять бдительность. Второй — максимально обезопасить свои устройства от использования сторонними лицами.
Бди!
Техника вопроса