Крупнейший банк США JPMorgan Chase подал в суд на ВТБ из-за попыток последнего вернуть средства с заблокированного счета в Штатах. Речь идет о $439,5 млн, замороженных после начала СВО на Украине. И если ВТБ пытается вернуть свое, то JPMorgan боится ареста собственных активов «в отместку». Рассказываем, у какого из двух банков больше шансов на победу и почему даже положительное решение суда не дает никаких гарантий.
Американский банк JPMorgan Сhase подал в суд на ВТБ, требуя прекратить его усилия по возвращению $439,46 млн с заблокированного в рамках санкций счета. Иск подан в федеральный суд Манхэттена.
JPMorgan Сhase напомнил, что ВТБ открыл корреспондентский счет в 2008 году в долларах для обработки трансакций через финансовую систему США. Соответственно, он согласился с условиями ведения счетов в этом банке: например, с тем, что корреспондентский счет будет регулироваться законами США и любой счет может быть заморожен, если это потребуется из-за санкций, а любая спорная ситуация будет рассматриваться исключительно в суде Нью-Йорка.
По мнению представителей JPMorgan Сhase, действия ВТБ стали «вопиющим нарушением» соглашения о рассмотрении споров только в Нью-Йорке. В иске указывается, что ВТБ обратился в этом году с требованием вернуть деньги, но законодательство США запрещает выплачивать $439,46 млн. В JPMorgan Сhase опасаются, что в случае положительного решения российского суда ВТБ постарается добиться ареста активов уже американского банка за рубежом.
17 апреля ВТБ подал иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к девяти структурам JPMorgan Chase, в том числе к его российской «дочке» — банку «Дж П Морган Банк Интернешнл».
В самом ВТБ оценивают общий объем заблокированных активов (с учетом банка «ФК Открытие») примерно в 900 млрд рублей, точная сумма может варьироваться из-за колебания курса доллара. Банк видит несколько путей обеспечения хотя бы частичного возврата средств: путем реорганизации, судебных исков или продажи активов другим подсанкционным банкам с дисконтом, говорил первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов.
При этом судебные перспективы осложняются президентским указом от 3 января, в рамках которого были запрещены взыскания по счетам типа «С», принадлежащим нерезидентам.
По словам Пьянова, ВТБ рассчитывает получить 100 млрд рублей прибыли от своих замороженных активов за рубежом.
После начала СВО России на Украине в феврале 2022 года США ввели санкции против 80% банковских активов России. Больше всего тогда «досталось» банкам ВТБ, «Открытие», Новикомбанк и Совкомбанк. Их активы в США были заморожены, для них был введен запрет на долларовые трансакции и операции с американскими контрагентами.
«Мы блокируем четыре крупных банка — это означает, что все активы, которые у них есть в Америке, будут заморожены. Это включает второй крупнейший банк России — ВТБ», — заявил тогда президент США Джо Байден, выступая в Белом доме.
JPMorgan Сhase перевели $439 млн, принадлежащих ВТБ, на специальный внутренний заблокированный счет.
Помимо активов обычных банков, западные страны заблокировали за рубежом активы ЦБ и российских предпринимателей. В Кремле неоднократно называли такое решение нарушением международного права, а в МИД — откровенным «воровством». Тем не менее политики в США и странах Европы сегодня регулярно призывают изъять доходы от этих активов и передать в качестве помощи Украине.
Позиция американской компании понятна, в договоре есть соглашение о рассмотрении споров в США, а разблокировать счета ВТБ JPMorgan не вправе из-за наложенных санкций, говорит в беседе с NEWS.ru адвокат, юрист практики разрешения споров FTL Advisers Елена Лузанова. «Даже если JPMorgan получит в американском суде запрет продолжать иск, такое решение не будет препятствовать суду в РФ рассматривать иск», — отмечает она.
С точки зрения договорных отношений и оговорки по месту разрешения спора банк JPMorgan прав, подав в суд в Ньй-Йорке, отмечает руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП Денис Примаков. «Банку как американскому субъекту напрямую запрещено выплачивать деньги подсанкционному лицу, коим является ВТБ. С этой позиции у американского банка все шансы выиграть суд в Америке», — рассуждает собеседник NEWS.ru.
Советник коллегии адвокатов «Регионсервис» Ксения Касьяненко расценивает вероятность удовлетворения иска JPMorgan как «достаточно высокую». «Но даже при наличии положительного решения оно должно быть приведено в исполнение на территории РФ в порядке экзекватуры (подразумевает исполнение судебного решения, вынесенного сторонним государством. — NEWS.ru), что в текущих обстоятельствах маловероятно», — признает эксперт.
Российские законы позволяют перенести спор из иностранной юрисдикции в российскую, если он связан с санкциями. По словам Примакова, ВТБ воспользовался соответствующими нормами Арбитражного процессуального кодекса. Но даже если банк получит положительное решение в российском суде, вряд ли оно будет исполнимо, поскольку вопрос санкционного статуса ВТБ выходит за рамки предъявленных требований обоих банков, считает эксперт.
По мнению Ксении Касьяненко, если в РФ на самом деле отсутствуют активы JPMorgan, то даже после положительного решения в российском суде ВТБ столкнется с серьезными трудностями по его исполнению за рубежом.
Удовлетворение каждого из исков влечет за собой пиррову победу, соглашается юрист, руководитель юридической компании «Достигация» Артем Баранов. Сейчас связь между судами РФ и судами из недружественных государств по факту оборвана и не работает система исполнения судебных актов, отмечает он. «Каждая из стран может не признать решение другой страны, так же, как и в целом вынести противоречащие друг другу решения. Поэтому юридически стороны находятся в некоем тупике», — говорит Баранов.
Примеров успешной разморозки средств немного, но они есть. Правда, все они касаются европейского депозитария.
В марте 2023-го банк «Санкт-Петербург» получил разрешение от казначейства Бельгии на разблокировку принадлежащих ему активов в Euroclear (выполняет функции клирингового центра, депозитария и расчетной системы. — NEWS.ru). Речь шла примерно о $107 млн собственных активов банка, но не ценных бумаг и средств со счетов его клиентов. По мнению адвоката Сергея Гландина, решению бельгийского регулятора выдать лицензию «Санкт-Петербургу» могла поспособствовать победа этого банка в деле против Euroclear в Арбитражном суде Москвы (иск против Euroclear российский банк подавал в сентябре 2022 года).
В августе прошлого года в Арбитражный суд Москвы также обратился МТС Банк, требующий взыскать c бельгийского Euroclear Bank порядка 3,5 млрд рублей. В итоге суд постановил, что европейский депозитарий должен выплатить МТС Банку $35,57 млн. Позднее Девятый арбитражный апелляционный суд снизил сумму присужденных МТС Банку средств с $35,57 млн до $35,56 млн. О том, выплатили ли в итоге средства банку, не сообщалось.
В ноябре Арбитражный суд Москвы по иску Росбанка взыскал с бельгийского Euroclear Bank около $58 млн и более 98 млн рублей. Речь шла об убытках в размере замороженного ответчиком дохода по ценным бумагам, принадлежащим истцу и находящимся в депозитарии Euroclear Bank. Неизвестно, были ли выплачены Росбанку эти средства.
Читайте также:
Что будет с США после конфискации российских активов: объясняем подробно