Усиление санкционной риторики в отношении России не привело к падению курса рубля, и значительных колебаний нацвалюты не отмечается. К такому выводу пришли аналитики департамента финансовой стабильности Банка России. Однако, подчёркивают эксперты, сохраняются риски усиления волатильности на рынках стран с формирующейся экономикой. Причиной тому могут быть неопределённость результатов торговых переговоров между США и Китаем, невнятность дальнейшей политики ФРС по повышению учётной ставки, и всё это на фоне замедления темпов роста мировой экономики.
Нацвалюта России устояла перед натиском словесных интервенций, связанных с очередными санкциями в отношении РФ. Динамика курса рубля не подверглась существенному влиянию, констатируют аналитики ЦБ в «Обзоре рисков финансовых рынков» за февраль. Но несмотря на обнадёживающий тон аналитиков от Центробанка, перспективы рубля в краткосрочном периоде сейчас выглядят сомнительными, ведь санкции со стороны Запада как основной рычаг давления на рубль никто не отменял.
«Позиции, которые удаётся удерживать курсу российской валюты в последний месяц, хотя и характеризуются низкой волатильностью, а также наличием определённых факторов поддержки (конъюнктуры нефтяных цен, сезонно высокого профицита счёта текущих операций, сдержанного давления со стороны покупок валюты и т.д.), однако имеют и существенные риски ослабления», — прогнозирует главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
Главным риском для рубля остаётся геополитика в виде санкционного давления Запада, продолжает он. Санкционный риск может получить новый виток активизации в перспективе ближайших двух-трёх месяцев, уточняет собеседник News.ru.
Впрочем, «запредельного» ослабления рубля во II квартале не предвидится, добавляет директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов.
«Доллар совершенно точно не будет стоить 200 рублей. Он очень умеренно будет колебаться, с небольшой тенденцией к повышению», — прогнозирует Смирнов.
При этом, отмечает он, финансовые ресурсы, имеющиеся у России, позволяют избежать катаклизмов и погасить любую возможную банковскую панику. По его оценкам, курс доллара до лета будет колебаться в интервале 62−65, максимум 70 рублей.
«Если и может быть какой-то кратковременный шок, то рубль вскоре всё равно отправится назад, к своим прежним значениям», — заключает экономист.
Развитые страны сейчас переходят в фазу окончания экономического цикла, началом которого следует считать 2009 год, отмечают аналитики Центробанка. Высока вероятность замедления экономической активности в США и в еврозоне, указывают в Markit, — в феврале 2019 года падала деловая активность в производстве во многих ведущих странах, в том числе в Германии и Италии, а также в Японии. Продолжается замедление экономического роста в Китае — прирост ВВП замедлился по итогам прошлого года.
Пессимизма в отношении мировой экономики добавляют сохраняющиеся внешнеторговые противоречия, особенно между США и Китаем, отмечают аналитики ЦБ в своём обзоре.
«Даже в случае заключения сделки риски обострения торговых конфликтов будут сохраняться, поскольку вряд ли стороны достигнут договорённостей по всем имеющимся разногласиям», — полагают аналитики регулятора.
Тем не менее в департаменте финстабильности Центробанка констатируют: среди глобальных инвесторов «сохраняется достаточно высокий аппетит к риску». Об этом свидетельствует сохранение в феврале 2019 года чистого притока капитала в фонды акций и облигаций стран с формирующейся экономикой.
В сложившейся ситуации повышенную инвестиционную привлекательность сейчас демонстрируют более защитные валюты, и прежде всего американский доллар, убеждены в «БКС Премьер».
«Потенциал доллара в ближайшей перспективе остаётся весьма сильным. Сейчас не наблюдается реальных предпосылок, указывающих на разворот американской экономики от роста к рецессии в этом году. Доллару удастся оставаться достаточно „дорогим“. А долларовая ликвидность в мире продолжает сжиматься на фоне продолжающихся программ количественного ужесточения ФРС, а также отсутствия, по крайней мере сейчас, реальных мер, смягчающих монетарную политику американского регулятора», — считает Антон Покатович.
Американская валюта выглядит более сильной, убеждены опрошенные News.ru эксперты. Экономика Европы в 2019 году демонстрирует всё большее ослабление, снижаются индексы деловой активности.
«Настроения рынка сейчас указывают на ожидания продления европейским регулятором монетарных стимулов экономики. С учётом наличия рисков продолжения ослабления экономики ЕС, а также рисков усиления дезинтеграции союза, в европейской валюте сохранится фундаментальная слабость», — рассуждает Покатович.
Но и при этом и доллар, и евро могут столкнуться с заметной волатильностью в 2019 году, добавляет аналитик. Ослабление доллара может оказать поддержку росту экономики США, рассуждал ранее американский президент Дональд Трамп.
«В самих США полагают, что доллар стал слишком крепким и это мешает экспорту товаров. С другой стороны, главным товаром США является сам доллар, что и служит основой его укрепления», — напоминает ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.
Несмотря на то, что почти каждое заявление Дональда Трампа в Twitter сказывается на ситуации на мировых рынках, его сентенция относительно слишком сильного доллара пока не отразилась на курсе американской валюты.
«На этом фоне полагаем, что защитные валюты в виде, например, израильского шекеля, швейцарского франка, японской иены сохранят свою актуальность в течение всего 2019 года», — резюмирует Антон Покатович.
На общем фоне неопределённости с курсами нацвалют глава Центробанка Китая И Ган попытался привлечь внимание инвесторов к юаню. Ган заявлял, что граждане, компании Китая и иностранные инвесторы всё больше доверяют китайской валюте. А ЦБ Китая при этом прикладывает максимум усилий, чтобы сохранить обменный курс на «рациональном и сбалансированном уровне».
Привлекательность китайской валюты для инвесторов всего мира вызывает сомнения, единогласны опрошенные News.ru эксперты. Они указывают на то, что в ходе торговых переговоров Вашингтона с Пекином требования США к Китаю по гарантированию «неослабления» юаня в перспективе стали одним из наиболее животрепещущих вопросов на пути к компромиссу. Стратегия китайцев на удержание курса национальной валюты кажется невыполнимой. Так, в «БКС Премьер» готовы считать заявление И Гана вбросом, тактическая цель которого — убедить Вашингтон в готовности Пекина к достижению договорённостей.
«Девальвационная сила юаня является мощным инструментом развития китайской экономики, которая сейчас встаёт на путь сложной модернизации. В этой связи реальный отказ Китая от девальвации курса нацвалюты видится нам весьма сомнительной перспективой», — считает Антон Покатович.
Снижается привлекательность и ценных бумаг Поднебесной, добавляет Андрей Кочетков из «Открытие Брокер». Аналитик также указывает на зависимость курса ЦБ Китая от экономической политики США.
«В последнее время международные инвесторы предпочитают выводить свои средства из Китая, а не инвестировать в его ценные бумаги. Как правило, такое положение дел приводит к ослаблению национальной валюты», — указывает Кочетков.
На фоне торговых переговоров КНР не станет предпринимать каких-либо шагов по манипулированию курсом, но в более длительной перспективе отрицательный финансовый поток приведёт к росту предложения юаня на рынке и, соответственно, его ослаблению, резюмирует аналитик.