Руководство Уралвагонзавода, единственного в России производителя танков, заявило о проблемах из-за повышения НДС. Директор корпорации Александр Потапов сказал, что в контрактах на текущий год рассчитан налог на два процента ниже. При намертво зафиксированной цене уже заключённых договоров, чтобы уплатить налог, заводу придётся поступиться выручкой. Сама по себе прибыль для такого стратегического предприятия далеко не самоцель, однако данный факт имеет значение в связи с планами частичной приватизации УВЗ. Об этом — в материале News.ru.
О появлении у Уралвагонзавода проблем с отгрузкой техники по гособоронзаказу рассказал РБК гендиректор предприятия Александр Потапов. По его словам, это связано с увеличением в текущем году ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.
«Необходимо максимально быстро определиться по вопросам, связанным с НДС текущего года, потому что в контрактах у нас стоит НДС 18%, а налоговая принимает НДС в этом году 20%. Возникает коллизия. Её нужно срочно разрешать, потому что это осложняет работу по подписанию договоров с исполнителями и отгрузку техники для нашей армии», — заявил Потапов.
Налог на добавленную стоимость рассчитывает поставщик товара, прибавляя его к цене, а платит его покупатель. В то же время в случае с уже заключёнными госконтрактами Уралвагонзавод не сможет добавить увеличенный НДС к цене техники, так как последняя может пересматриваться только в двустороннем порядке.
Федеральная налоговая служба подтвердила, что если товары будут поставляться в 2019 году, то к ним будет применяться ставка 20% вне зависимости от процента НДС, указанного в контракте. То есть разницу Уралвагонзаводу придётся доплачивать в бюджет самостоятельно.
Впрочем, опасения Потапова не до конца понятны. На сегодня УВЗ единственный в стране производитель танков, с 2017 года находящийся в собственности госкорпорациии Ростех. Фактически покупатели техники УВЗ это либо Минобороны, либо, в случае гражданской продукции, госкомпания ОАО «РЖД» или трамвайные парки российских городов. Исключением являются поставки бронетехники за рубеж, которые идут опять же посредством подразделения Ростеха — Рособоронэкспорта. То есть у государственной корпорации Уралвагозавод продукцию закупают государственные структуры, они же выступают посредником при экспорте. В то же время, как заявил News.ru представитель Ростеха, даже если выпадение доходов слишком критично для оборонного предприятия, то компенсировать его из бюджета не будут. При этом собеседник предложил внимательнее ознакомиться с интервью Потапова, который якобы вовсе не жалуется на проблемы.
В любом случае обанкротиться Уралвагонзаводу действительно никто не даст. Так, в 2009 году резко упал спрос на производимые УВЗ вагоны, что было компенсировано 25 млрд руб., выделенными заводу по распоряжению президента. В 2012 году начался новый «вагонный» кризис. Оказалось, что транспортные компании самочинно продлили на бумаге сроки эксплуатации имеющихся вагонов, которые уже давно требовали замены. В то же время Уралвагонзавод рассчитывал план производства исходя из ожидаемой потребности в них. Корпорации УВЗ даже пришлось создавать собственную транспортную компанию, чтобы закупать вагоны у самой себя. В 2016 году практика продления сроков эксплуатации вагонов была запрещена Минпромторгом.
В 2014 году началось падение рубля и рост кредитных ставок, что вновь ударило по предприятиям, входящим в Уралвагонзавод. Однако чистая прибыль корпорации в 2016 году составила 1 млрд 539 млн руб.
В то же время обеспокоенность гендиректора Потапова вопросом прибыльности можно объяснить задачами, поставленными перед ним Ростехом. Глава Минпромторга Денис Матуров заявлял о планируемой после 2020 года частичной приватизации Уралвагонзавода. Ожидается, что проданы будут до 49% акций компании. Возможных инвесторов в условиях санкций, под которыми находится УВЗ, не так много. И для того, чтобы выгодно продать акции предприятия, оно должно показывать в течении ряда лет стабильную прибыль. Всё-таки не все потенциальные покупатели захотят вникать в сложные отношения государственных корпораций и собственно государства в Российской Федерации, а также в нюансы финансовой политики правительства.