«Российская Торговая Система — тендер» — одна из шести федеральных электронных площадок, отобранных Минэкономразвития и ФАС для проведения закупок федеральных, муниципальных и региональных госзаказчиков. Генеральный директор площадки Владимир Лишенков в эксклюзивном интервью News.ru рассказал о том, почему госзакупки станут ещё прозрачней, к чему приведёт переход от бумажных контрактов к их цифровой версии и об активном участии в аукционах представителей малого и среднего бизнеса.
— Владимир Николаевич, цифровизация активно внедряется во все сферы, в том числе и в госзакупки. В чём основные преимущества этого процесса?
— Основные плюсы, помимо экономических выгод, — это повышение прозрачности и доверия к госзакупкам в целом как к одному из главных экономических институтов в нашей стране.
— Интернет-технологии имеют особенность давать сбой. Насколько можно быть уверенным, что процедура проведения госзакупок будет достаточно защищена от сбоев и вмешательств из вне?
— С точки зрения безопасности я бы не сомневался. Как мы знаем, те требования, которые сейчас предъявляются в том числе к электронным площадкам и к банковским системам — это несколько резервирований, создание копий. Поэтому какой-либо сбой не принесёт серьёзного экономического эффекта в сторону убытков. Наверное, больше убытков приносит человеческий фактор, который сейчас мы видим, проявляющийся в рамках исполнения контрактов на бумаге. Безусловно, цифровизация в части исполнения контрактов — большой плюс. На сегодняшний день мы уже видим в этом положительный экономический эффект. Что касается других негативных факторов, я бы, наверное, пока подробно не говорил о них, потому что статистики ещё мало. По нашему мнению, есть небольшие вопросы, но они всё-таки решаются. Это, в первую очередь, нежелание людей идти в ногу со временем. Но всё-таки жизнь заставляет, и мы видим, как наши поставщики с большей охотой идут в цифру. Второй момент — это слабое законодательное регулирование. Рынок только сейчас начинает формироваться и, как мы видим, закон начинает только догонять, а не идёт вперёд.
— Есть такое мнение, что госзакупки — зона для своих. Тендеры выигрывают только те, кто умеет договориться и знает пути. Насколько это соответствует действительности?
— Если мы посмотрим на всю законодательную сферу, которая регулирует госзакупки или закупки госкомпаний, то процесс планирования и выбор победителя уже сейчас прозрачен, выведен в электронную форму. Учитывая специфику, любое заинтересованное лицо может зайти в Единую информационную систему — это сайт zakupki.gov.ru — и открыть любую закупку, любой контракт и посмотреть, когда и как выбирали поставщика. Второй момент — вы посмотрите количество активных поставщиков, которые сейчас зарегистрированы. Это порядка 400 тысяч поставщиков. 400 тысяч «для своих» — это невозможно. Среднее количество участников в закупках уже приближается к отметке — четыре поставщика на закупку. Это большой показатель. Мы видим, что наш бизнес всё больше и больше доверяет и государственным заказчикам, и заказчикам из госкомпаний. Мы идём в правильном направлении, мы видим увеличение конкуренции и прозрачности.
— Какой объём госзакупок был зафиксирован в 2018 году? Есть ли положительная динамика?
Мы видим плюс. За 2018 год — более 8 трлн рублей в рамках государственных закупок, закупки госкомпаний — это намного больше порядок цифр. Мы видим, что потребность государства не стагнирует, а наоборот направлена на повышение, на выполнение, в том числе и майских указов президента и, в принципе, роли государства перед населением. Всё-таки больше тратится на социальную сферу и на проекты, которые направлены на увеличение благосостояния населения. Это, в первую очередь, строительство медицинских и инновационных учреждений, и просто строительство дорог, крупных инфраструктурных проектов.
— Если говорить о масштабах бизнеса, который активнее всего участвует в закупках, то как здесь обстоят дела?
— Большинство закупок отдают малому и среднему бизнесу. Это сейчас один из главных приоритетов страны, чтобы вовлекать малый и средний бизнес в участие в госзакупках. Активную позицию в этом занимают и государственные компании. К примеру, у РЖД более 60% идут напрямую малому и среднему бизнесу. Это достаточно большая сумма. Малый и средний бизнес наконец-то научился принимать участие в закупках. Если брать 4−5 лет назад, тогда как раз все думали, что рынок госзакупок существует исключительно для своих. Но проводилась большая работа по обучению, демонстрации возможностей, что любой поставщик может зайти на площадку. Неважно, как и где ты производишь продукцию, ты можешь принять участие в закупках. И если твой товар будет лучше по качеству и цене, ты заключаешь контракт. В том числе малый и средний бизнес сейчас активно привлекается на субконтракт. Если идёт большая инфраструктурная работа, глобальный контракт, у генподрядчиков также есть обязанность заключать контракты с малым и средним бизнесом по определённым квотам, порядка 20% отдаётся малому и среднему бизнесу.