Франчайзинг становится локомотивом развития экономики России

Экономика 06 марта, 2018 / 07:57

По словам экспертов, в скором времени каждый третий бизнес в мире будет франчайзингом. Именно эта форма ведения бизнеса развивается сегодня быстрее всего. Использовать уже готовые модели бизнеса, а именно в этом суть франчайзинга, готовы всё больше и больше предпринимателей. Такая практика распространена во всём мире. В России один из ярких примеров — это сеть закусочных «Макдоналдс». Корреспондент News.ru поговорил с президентом Российской ассоциации франчайзинга Агнессой Осиповой о том, что такое франчайзинг, активно ли занимается им российский бизнес и какие перспективы у этого направления бизнеса в России.

— Агнесса Арнольдовна, расскажите о такой форме бизнеса, как франчайзинг. В чём её суть?

— Франчайзинг родился как особый формат ведения бизнеса более 70 лет назад. Он распространился по всему миру благодаря его возможностям помочь предпринимателям создавать успешные предприятия. Ведь работающие по франчайзингу индивидуальные предприниматели получают помощь от материнских компаний, обладающих ноу-хау и огромными организационными возможностями. Так и получается, что соединение частной инициативы и инновационных достижений больших компаний даёт удивительный эффект роста бизнеса, прежде всего в общественном питании и ретейле.

Фото: Личный архивАгнесса Осипова

— Давно ли франчайзинг существует в России?

— У нас этой форме бизнеса около 25 лет. Первой западной франчайзинговой компанией в России стал «Баскин Роббинс», который предлагал предпринимателям работать под всемирно известным брендом. Таким образом, франчайзинг органично вписался в экономику России и многих других стран. Все эти годы франчайзинг рос быстрее, чем росла экономика в целом, что говорит о его перспективах. Особенно заметны преимущества франчайзинга в годы экономических неурядиц — франчайзинговые фирмы переживали их значительно легче самостоятельных бизнесов.

Регионы прониклись франчайзингом

— Много ли сегодня в России франчайзинговых компаний?

— Да, их немало. Число предприятий подходит уже к 60 тысячам. И каждый год их количество возрастает на 15–20%. А всего в России работают во франчайзинговых компаниях более 600 тысяч человек.

— Россия использует в основном зарубежные модели франчайзинга?

— Нет, особо хочется отметить, что сегодня 67% востребованных франчайзинговых концепций родились в России, а в целом на рынке представлено около полутора тысяч концепций разной степени проработанности и успешности. Интересно и то, что количество отечественных франчайзинговых концепций в последнее время растёт, в основном за счёт региональных инициатив. Именно из регионов идёт сейчас поток перспективных предложений, востребованных бизнесменами по всей стране. Самые яркие примеры, которые у всех на слуху: новосибирская франшиза «2ГИС», самарская «Бэби-клуб», иркутский Harat’s Pub, барбершопы из Тулы (например, TopGun), из Ижевска — Big Bro, из Барнаула — Firma — и ещё множество сетей, перешагнувших рамки регионов и ставших федеральными и международными брендами.

— Есть какая-то причина такого активного движения регионов России?

— Местные предприниматели прекрасно понимают настроения нашего рынка, возможности и интересы потребителей, что позволяет им разрабатывать концепции, успешно конкурирующие с лучшими западными образцами.

— Правильно ли я понимаю, что франчайзинг — абсолютно приемлемая форма бизнеса для России?

— Абсолютно, в этом убеждается и бизнес. Развитие по франчайзинговой схеме позволяет быстро выходить и на новые рынки в других регионах страны, и за рубеж. На сегодня франчайзинг — самый быстрый и экономичный путь экспансии, позволяющий резко расширить объёмы бизнеса без вложения огромных собственных средств.

— Насколько он подходит начинающим предпринимателям?

— Эта форма бизнеса как раз и рассчитана для таких бизнесменов. Ведь обычно бизнес начинается с суммы в 500–700 тысяч рублей. А это именно тот резерв, который многие смогли скопить и который готовы потратить на новую жизнь.

— Если заговорили о регионах, то не ставит ли палки в колёса таким бизнесменам местная власть?

— Нет, что вы. На франчайзинг стали активно обращать внимание региональные власти. Наличие в городе таких брендов, как «Шоколадница», «Гемотест», «IL Патио», «Инвитро», говорит о его инвестиционной привлекательности. Появление новых предприятий создаёт рабочие места, улучшает общий климат бизнеса, действует как катализатор для других компаний. Увеличение количества малых и средних предприятий на любой территории — основа роста экономики в целом. Новые рабочие места приводят к росту доходов населения, что привлекает все формы бизнеса. Повышается общее качество жизни людей, открываются новые возможности для заработка и досуга. Новые виды услуг, ранее недоступные в данном городе, становятся фактором, удерживающим на месте молодёжь, без которой у любой территории нет перспектив экономического развития.

Фото: ТАСС/Сергей БобылевНезависимая медицинская лаборатория «Инвитро»

Большой популярностью пользуются франшизы на общепит

— Какие франшизы распространены в России больше всего?

— Согласно мониторингу экспертов Российской ассоциации франчайзинга, в прошлом году в России на 54% выросло число заявок на покупку франшиз. Третья часть из них — это заявки на открытие точек сетей общественного питания, и ещё треть приходится на сферу услуг — фитнес, курьерские и почтовые службы, образование, медицинские услуги.

Мы ожидаем роста числа предложений и покупок франшиз в области услуг по ремонту жилья, техники, одежды, в сервисах, связанных с автомобилями, в строительстве, гостиничном бизнесе, в индустрии красоты и здоровья.

— Российские франшизы привлекают внимание за рубежом или только Россия пользуется зарубежным опытом?

— На многочисленных международных форумах мы убедились, что российские франчайзинговые концепции привлекают внимание бизнесменов из стран Содружества. При этом и зарубежные концепции присматриваются к рынку нашей страны. Франчайзингу гораздо легче пересекать границы, чем другим форматам бизнеса. Мы видим, какой заметный вклад в интеграционные процессы способен внести франчайзинг. Современные экономики становятся всё более сложными по структуре. Российским компаниям важно не упускать возможности сотрудничества с западными представителями бизнеса, перенимать их опыт работы, технологии, которые улучшают бизнес-процессы, и демонстрировать свои уникальные разработки и ноу-хау для выхода на зарубежные рынки.

— Есть ли у государства интерес к развитию такого бизнеса?

— Российская ассоциация франчайзинга в настоящее время работает с государственными и региональными органами власти по созданию форм поддержки этого вида бизнеса. И да, мы видим высокую заинтересованность государства в развитии подобного бизнес-формата и энтузиазм предпринимателей по развитию собственных концепций.

— Какое будущее у франчайзинга в России?

— С каждым годом количество франчайзинговых концепций растёт. Франчайзеры выходят за пределы своих регионов и уверенно расширяются не только в России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Такой тренд продлится и в будущем. Бурное развитие франчайзинга в России доказывает его перспективность как «локомотива развития экономики».