Facebook наносит ответный удар

Экономика 28 ноября, 2018 / 17:13

С 2019 года продвижение компаний и физллиц на площадке Facebook станет дороже. При покупке в соцсети рекламы, независимо от её характера (коммерческое предложение или частное), любой пользователь из России должен будет заплатить НДС в размере 20%. Эта мера отразится, прежде всего, на рекламодателях, а рядовые пользователи не пострадают, утверждают опрошенные News.ru эксперты.

Помимо страны, в настройках аккаунта следует указать название компании, её адрес и ИНН, сообщает Facebook. Наличие ИНН может облегчить возмещение НДС через российские налоговые органы.

В чём причина

Нововведение обусловлено повышением с 1 января 2019 года в России налога на добавочную стоимость на все товары и услуги (с 18% до 20%), утверждает Facebook. Однако также с начала года в стране вступают в силу новые правила взимания «налога на Google». Иностранным IT-компаниям придётся встать на учёт в Федеральную налоговую службу (ФНС) и самостоятельно платить НДС с проданных в Интернете игр, музыки, книг и так далее. Сейчас за них это делают заказчики.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Как заявил ранее гендиректор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф, изменённые нормы идут вразрез с мировой практикой и чреваты «ощутимыми неудобствами», в частности, ростом административной нагрузки. Они заставят транснациональные группы регистрироваться даже в случае заключения единственной сделки — например, договора со своей «дочкой» о праве пользования внутренними системами.

«В рамках закона»

Решение Facebook связано исключительно с грядущим повышением НДС в России до 20%, никаких иных причин нет, убеждена директор аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

«Facebook действует в рамках закона, вот и всё объяснение. С учётом того, что реклама на всех площадках вырастет в цене из-за налога, социальная сеть вряд ли потеряет своих клиентов на этом фоне. Основная проблема для Facebook сейчас связана со слабым притоком новых пользователей. Даже несмотря на её хорошие финансовые результаты, этот момент очень напрягает инвесторов», — поясняет эксперт.

Фактор рентабельности

Этого следовало ожидать, считает ведущий аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По российскому законодательству, иностранная IT-компания в любом случае должна платить НДС из-за введения «налога на Google». И если не включать его в цену для потребителей, то соответствующие расходы несёт сама компания.

«Реклама для Facebook — один из основных источников дохода, поэтому американская корпорация не могла оставить ситуацию без изменений. В противном случае рентабельность её бизнеса в России оказалась бы под вопросом. Компания в своём пресс-релизе указала, что „не предоставляет консультации“ по данному вопросу. Но можно предположить, что свою роль сыграло и повышение НДС с 18% до 20% с 2019 года», — рассуждает Гойхман.

Фото: Jaap Arriens/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Решение отразится, прежде всего, на российских рекламодателях, сделав для них размещение рекламы на площадке Facebook более дорогим, добавляет эксперт. Основная масса обычных пользователей соцсети не будет задета напрямую. Впрочем, рекламодатели могут поднять цены на выставляемые в Сети товары и услуги. Но будет ли это связано с удорожанием рекламы в Facebook или повышением НДС на эти товары — сказать сложно.

А у нас есть «ВКонтакте»

Тут не обошлось и без политической составляющей, убеждён эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Он напоминает о громком скандале вокруг утечки персональных данных пользователей Facebook. После этого Конгресс США «значительно прикрутил гаечки компании и теперь может манипулировать ею в своих целях». С помощью Facebook американцы ответили России на «налог на Google». Так что на обычных пользователях Facebook в России это никак не отразится, тем более что в России есть своя социальная сеть — «ВКонтакте», которая занимает первое место по популярности в стране», резюмирует Гасанов.