В 2020 году россияне смогут получить возможность видеть в любое время записи, которые делает работодатель, а также направлять свои данные в электронном виде при приёме на работу. Такие новации содержатся в законопроекте об «электронной трудовой книжке», которые до конца месяца могут быть вынесены Минтрудом на общественное обсуждение. В ведомстве надеются, что документ будет принят в 2019 году и вступит в силу в 2020-м. Об этом News.ru рассказали в пресс-службе Минтруда.
История с введением электронных трудовых книжек и полным переходом на «цифру» в кадровом документообороте длится не первый год. Но летом во всех спорах была поставлена точка. Правительство поручило заинтересованным ведомствам подготовить законопроект.
«Минтруд России предполагает разместить законопроект об „электронной трудовой книжке“ на общественное обсуждение в октябре-ноябре текущего года», — сообщили News.ru в министерстве.
Предполагается, что работодатели будут направлять в Пенсионный фонд России (ПФР) в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников, то есть о приёме на работу, переводе на другое рабочее место и увольнении. Проект является масштабным, так как затрагивает всех нанимателей, то есть более 4,5 млн организаций. Новация важна не только с точки зрения цифровизации документооборота, она также позволит снизить риски ошибок, которые зачастую становятся причиной неправильного назначения пенсий и пособий.
Также граждане смогут направлять свои данные в электронном виде работодателю. Например, при трудоустройстве, в том числе для работы дистанционно в другой местности.
«Это важно для работника, поскольку в традиционную бумажную трудовую книжку работодатель уже не будет вносить записи по истечении переходного периода, о чём говорится в текущей версии законопроекта», — пояснили News.ru в пресс-службе Минтруда.
Выиграют и работодатели, поскольку перевод процесса с бумаги в онлайн существенно его удешевит. Также наниматели будут иметь более полную информацию о предполагаемых сотрудниках.
Полный же перевод кадрового документооборота (к таким документам относятся трудовые договоры, оформление отпусков и командировок, ведение учёта рабочего времени, документы по охране труда и прочее) на «цифру» планируется чуть позже. Предполагается, что соответствующий законопроект будет принят в 2021 году. Об этом говорится в комментарии Минтруда. Ведомство поясняет это тем, что на основании эксперимента при разработке нормы, в которой приняли участие крупные компании, участники отметили «необходимость законодательного закрепления унифицированных требований к универсальной усиленной квалифицированной подписи (УКЭП), обеспечивающих возможность её использования в рамках любых правоотношений».
Экономический эффект от ведения кадрового документооборота в электронном виде возможен при условии решения вопроса о снижении стоимости приобретения и использования электронной цифровой подписи. Так как планируется, что работодатели будут её приобретать за счёт собственных средств (в настоящее время стоимость УКЭП составляет в среднем от 1 до 5 тысяч рублей на человека ежегодно).
По мнению бизнеса, ведение ряда документов только в электронном виде при рассмотрении споров в судебных органах или при проверках контрольно-надзорных органов создаёт высокие риски привлечения работодателей к ответственности. Также при потере данных работникам будет сложно защитить свои права.