Экспорт зерна оказался под угрозой

Экономика 20 августа, 2018 / 12:02

Экспортёры всерьёз обеспокоились планами Минсельхоза пересмотреть прогнозы по поставкам зерна за границу. Мандраж усиливается благодаря возможной перспективе возврата экспортной пошлины на пшеницу, отменённой несколько лет назад. К чему это приведёт — узнавал News.ru.

Власти некоторых регионов уже забили тревогу. И первым об этом открыто заявил Крым. Как стало известно «Коммерсанту», министр сельского хозяйства полуострова Андрей Рюмшин заявил, что написал письмо, предназначенное для главы республики, в котором объясняет необходимость в приостановке экспорта основного достояния российских хлебных злаков — пшеницы. Между тем региональный министр осторожно объяснил эту тему большим ростом животноводства, поэтому Крыму зерно нужно самому, чтобы обеспечивать по цепочке нужды других сегментов сельского хозяйства, причём до нового урожая. Сроки довольно-таки долгие. Однако, на первый взгляд, создаётся впечатление, что Рюмшин рассматривает лишь позитивный сценарий, согласно которому, никакие свиные и прочие гриппы не положат всех выкормленных животных, на обеспечение которых ушла пшеница. А вот куда её девать в случае возможного неблагоприятного сценария — вопрос открытый, т.к. «кейсы» по экспорту будут уже закрыты.

Фото: Global Look Press/Nikolay Gyngazov

Однако дело может быть также и в том, что экспорт пшеницы для Крыма сейчас не выгоден. Проще инвестировать её в другое производство, чем получить прибыль от реализации.

Отметим, что как таковая себестоимость птицы и мяса во многом формируется за счёт стоимости злаков, которые, в свою очередь, зависят от экспортных цен. По состоянию на 16 августа, экспортная цена на пшеницу в Новороссийске составляла $230 за тонну.

Позиция Минсельхоза такова: он твёрдо и чётко заявляет, что ограничения по экспорту зерна не обсуждаются. При этом ведомство попросило крупнейших экспортеров составить прогноз отгрузок злаков. Это необходимо для понимания того, превысит ли их объем 30 млн тонн. Сам же урожай спрогнозирован в пределах 100 млн тонн.

Эксперты считают, что баланс остатков зерна в стране может быть нарушен, что приведёт следующим летом к заоблачным ценам на зерно.

Старая новая пошлина

Возможность очередного появления экспортной пошлины на пшеницу выглядит вполне реальной. Она действовала в стране в 2015—2016 годах. Во время Экономического форума в Сочи занимавший на тот момент пост вице-премьера Аркадий Дворкович заявил, что, по сути, пошлина отменяется бессрочно, несмотря на то, что изначально правительство упразднило её минимум на два года. Возврат к ней возможен только в случае определённых форс-мажорных обстоятельства. По его словам, установить дату просили сами аграрии для того того, чтобы ощущать определённость в бизнесе.

Получается весьма любопытная ситуация — Кабмин практически сам настаивал на бессрочности отмены, а теперь экспортёры вынуждены бить тревогу и грызть ногти в связи с тем, что два года назад не согласились на весьма вкусное предложение. Видимо, о поговорке «Дают — бери, бьют — беги» наш бизнес забыл напрочь.

Фото: Global Look Press/Viktor Pogontsev

Сама пошлина была введена с 1 июля 2015 года, её размер неоднократно менялся. По состоянию на 1 октября-2015 пошлина равнялась 50% от таможенной стоимости минус 6500 рублей.

С учётом последних инициатив в виде изменений пенсионного возраста, повышения НДС, обсуждавшейся темы изъятия допдоходов у металлургов, становится понятно, что государство находится в поисках новых источников финансов. Поэтому риск возврата аграриев к прежней, или уже новой пошлине, весьма велик.

Но любые ограничения на пути развития аграрного экспорта будут мешать основной цели, поставленной перед отраслью — увеличить показатели экспорта к 2024 году до $45 млрд (с $20,8 млрд на данный момент).

По расчётам Минсельхоза, экспорт зерна в этом сезоне составит около 44−45 млн тонн. На долю пшеница, согласно ожиданиям, придёт львиная доля — 35 млн тонн. Между тем в ФТС заявляют, что с начала сезона и по состоянию на 15 августа экспорт злаковых культур увеличился на 46%, до 6,79 млн тонн, а пшеницы — в 1,8 раза, до 5,52 млн тонн. В прошлом году итоговый объём экспорта зерна из РФ превысил 52 млн тонн (более 40 млн тонн пришлось на пшеницу).

Денис Владимиров, ведущий аналитик ЦСИТ:

Для граждан РФ ограничение экспорта сулит достаточность продукции на территории страны без опасений стремительного роста стоимости кисло-молочных продуктов и мяса до следующего урожая. Как минимум, инфляция будет контролируемая. Пока что в СМИ появились данные о том, что на фоне неблагоприятных погодных условий прогноз урожая на текущий год был понижен со 120 млн т до 103 млн т. То есть даже при принятии решения об ограничении экспорта — объёмы будут небольшими. Факт удорожания фуражного ячменя и пшеницы за последнюю неделю на 2–4% будут использовать как аргумент для лоббирования интересов "страждущих" регионов. Уже известна официальная позиция Крыма в желании ограничить экспорт зерновых. Инициатива аграриев привлекает внимание к проблеме, но пока что, из официальных источников известно, что Минсельхоз этот сценарий не рассматривает как вероятный к реализации.

Артём Авинов, ведущий аналитик TeleTrade:

Опасения экспортеров зерна относительно возможных шагов правительства по ограничению экспорта в достаточной мере обоснованы. Правительство рассматривает различные способы пополнения бюджета и решение о возможном возврате экспортной пошлины на пшеницу в условиях роста её стоимости на внешнем рынке вполне оправданно. Причем данное решение будет иметь двойной положительный эффект: дополнительные поступления в бюджет на фоне увеличения предложения пшеницы на внутреннем рынке для производителей в смежных отраслях и потребителей.

Однако, в случае принятия решения о возврате экспортной пошлины на зерно, экономика получит лишь краткосрочный положительный эффект. В среднесрочной перспективе можно ожидать проявление негативных факторов в виде роста стоимости пшеницы на внутреннем рынке в соответствии с общемировой динамикой, чего правительство, в том числе, пытается избежать на текущем этапе. В долгосрочной перспективе решение о ручном управлении экспортом со стороны Правительства может негативно сказаться на выполнении новых майских указов президента, предполагающих рост экспорта зерна к 2024 году более чем в два раза.

Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра»:

Я не вижу реальной угрозы со стороны ситуации с запасом зерна в российских зернохранилищах. Лето в этом году выдалось умеренно жарким и достаточно влажным. Колосья пшеницы наливаются крупным зерном в южных широтах, а в умеренных и на севере будут готовы к жатве к концу августа. Скорее всего, разговоры об ограничении экспорта произрастают не из реального риска внутреннего дефицита, а из-за неопределённости нового пакета американских санкций, которые вступят в силу 22 августа, и из всеобщего мнения, что мир находится в состоянии торговых и прочих холодных войн.

Торговые пошлины на пшеницу, конечно, могут быть вновь введены, но не по той причине, о которой все думают. Просто бюджету нужны деньги на исполнение «майских указов» Президента, и они имеют тенденцию изыматься из всех прибыльных направлений промышленности и народного хозяйства через известные налогово-тарифные механизмы. Экспорт зерна — одно из таких направлений. Но здесь, если аграрии в ответ на это снизят экспортные отгрузки в пользу реализации зерна на внутреннем рынке, федеральный бюджет, получив приток от пошлин, в ещё большей мере рискует лишиться части валютных доходов от экспорта «предмета обложения пошлинами». Так что здесь поспешность принятия решений может всем оказать медвежью услугу.