Россияне в основной своей массе живут от зарплаты до зарплаты, располагая минимальными потребительскими возможностями. У почти половины семей — 48,2% — денег хватает только на еду и одежду, но на товары длительного пользования (смартфон, телевизор, мебель) — уже нет. Стратегия выживания не позволяет людям вкладываться в здоровье, отдых и образование. Кроме того, она лишает экономику одного из ключевых драйверов развития — платежеспособного спроса, отмечают опрошенные News.ru эксперты.
Самая высокая доля граждан, вынужденных обходиться без товаров длительного пользования, — среди молодых семей (59,2%) и семей, состоящих только из неработающих пенсионеров (57,9%). Почти 15% семей хватает средств только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ для них обременительна, следует из итогов исследования Росстата за октябрь-декабрь 2018 года, охватившего 48 тысяч домохозяйств. В Ямало-Ненецком АО 100% респондентов сообщили, что финансовых ресурсов им хватает лишь на пропитание, в Новосибирской области таких семей 41,3%, в Орловской области — 39%, в Удмуртии — 34,9%.
С результатами этого опроса стыкуются ещё два исследования — холдинга «Ромир» (апрельское) и РАНХиГС (ноябрь 2018 года). Согласно первому из них, в течение текущего 2019 года 29% россиян экономили на путешествиях, 24% — на еде, 23% — на одежде и обуви, 22% — на развлечениях, 7% — на медицине. Другой опрос показал, что 22% россиян живут в бедности и могут позволить себе только минимальный набор самых простых продуктов.
По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, на ситуацию влияют прежде всего два фактора. Первый — падение реальных доходов населения, которые с 2014 года сократились на 11%. Второй — высокая инфляция, в 2018 году составившая 4,6%, а в апреле 2019-го — 5,2% в годовом выражении. Сберегать на чёрный день не получается: в прошлом году население смогло в среднем сохранить лишь 3,7% своих доходов — рекордно низкую сумму с 1998 года. Всё больше граждан вынуждены брать кредиты: доля денежного дохода среди располагаемых средств (зарплаты и прочие выплаты) снизилась в конце прошлого года с 89,3% до 86,5% (несмотря на традиционные предновогодние премии), а уровень долговой нагрузки вырос до 9,9% от ежемесячного дохода, что очень близко к историческому максимуму в 10,4%, достигнутому в 2014 году.
Предпосылок для изменений в лучшую сторону сегодня нет: экономика продолжает расти крайне низкими темпами, и в 2019 году её рост может не превысить 1,3%. Всё дело — в низкой потребительской активности населения, а это важнейший драйвер развития экономики.
Как поясняет собеседник News.ru, именно благодаря высокому спросу на товары предприятия имеют возможность инвестировать в производство, нанимать новых работников и увеличивать зарплату. В первом квартале текущего года реальные зарплаты уже упали на 2,3%, а индекс деловой активности снизился до 52,6 пунктов в апреле — до 10-месячного минимума. Всё это наблюдалось, пожалуй, в самых спокойных условиях за длительный период времени: высокие цены на нефть, отсутствие новых санкций, надежды на позитивный исход переговоров США и КНР. Сегодня ситуация ухудшается, и надежды на кардинальное улучшение финансового состояния граждан тают на глазах.
Режим экономии, на который перешло население, может растянуться на довольно длительный срок. Большие надежды возлагают на федеральные программы, однако, учитывая крайне слабые показатели реализации указов в начале 2019 года (не более 15%), положительный эффект от них может наступить не ранее 2021 года, — говорит Николаев.
Руководитель «Информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев не склонен драматизировать события. По его словам, приводимая Росстатом цифра вынужденных экономить семей (48,2%) примерно соответствует показателям других крупных развивающихся экономик. Из СНГ в этом отношении России наиболее близок Казахстан. После дефолта 1998 года таких людей в России было 84%. Также Разуваев призывает не сбрасывать со счетов национальные особенности. Часть россиян получает доходы в конверте, но не очень любит об этом распространяться. Ну и, конечно, многие предпочитают жить одним днем, быстро тратить заработанное.
Текущая ситуация сохранится и в обозримом будущем. Никаких улучшений или изменений в экономике не ожидается. Да и санкции вряд ли скоро отменят.
По словам аналитика «Эксперт Плюс» Кирилла Старикова, если посмотреть на иерархию потребностей населения по пирамиде Маслоу (американского психолога Абрахама Маслоу), то люди застряли в основном на первой и второй ступенях — удовлетворении базовых нужд в еде, сне и собственной безопасности. Говорить о готовности граждан развиваться, праздно размышлять о своей жизни в свободное от работы время, мечтать — сложно. С позиции экономики такая ситуация сулит спрос на кредитные средства, что можно было бы считать позитивным фактором для банковского сектора, только если бы кредиты брались на развитие.
А так, при низком качестве заёмщиков, при условии, что кредиты будут браться на товары длительного пользования, динамика спроса на них сулит рост количества «плохих кредитов», то есть невозврата. Нельзя сказать, что ситуация губительна для экономики уже сейчас. Но развиваться в таких условиях сложнее, это факт.
Как отмечает Стариков, сейчас перед ЦБ стоит вопрос понижения ставки, значит, кредиты станут доступнее. Но для населения — это просто более гладкий спуск в долговую яму, поскольку зарабатывать больше денег люди пока не будут. Если кредитов станут брать меньше, тогда власть задумается о ситуации с доходами населения, резюмирует собеседник News.ru.
Нехватка средств у населения на дополнительные расходы, кроме еды и одежды, — прямое следствие падения доходов, согласен ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. При этом буквально годом ранее граждане ещё могли компенсировать потребление за счет кредитования. Сейчас ситуация изменилась. За последний год Центробанк ужесточил ряд кредитных требований, а также перестал снижать ключевую процентную ставку, что в итоге привело к отсутствию возможности перекредитовки и замедлению кредитного цикла, начатого в 2016 году.
Снижение потребительского спроса, безусловно, негативный фактор для экономики. Именно потребительские расходы обеспечивают наибольший её рост. Но другим путём ЦБ пойти не мог, иначе под угрозой бы оказалась устойчивость банковской системы.
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев призывает обратиться к статистике: всего за I квартал 2019 года банки выдали россиянам 8,84 млн новых кредитов общим объёмом свыше 1,97 трлн рублей. Их количество выросло на 11%, и не все они были потрачены на реально необходимые покупки. Однако нельзя утверждать, что режим экономии связан с закредитованностью населения. Ведь сейчас основные показатели находятся в допустимых рамках: уровень долговой нагрузки не превышает 30%, а доля просроченной задолженности — 5%.
Куда важнее другой фактор — рост цен на товары первой необходимости при одновременной стагнации доходов.
По словам Мехтиева, именно по этой причине люди сегодня вынуждены отказывать себе во многом или прибегать к кредитным средствам, без которых, к примеру, купить автомобиль или съездить в отпуск не представляется возможным. Однако зачастую экономия и отказ в вещах не первой необходимости (дорогие гаджеты, одежда, рестораны) могут стать неплохим подспорьем для выхода из долговой ямы. Как отмечает собеседник News.ru, мы неоднократно наблюдали случаи, когда после пересмотра бюджета должник, экономя от 5% до 20% от дохода, начинал погашать свои обязательства и в скором времени получал справку о закрытии кредита.