Несмотря на все старания руководства Мурманского морского торгового порта (ММТП) по части «зелёных» технологий, экологи не видят серьёзных подвижек в решении проблемы угольной пыли. Об этом News.ru сообщили опрошенные эксперты в сфере охраны окружающей среды, знакомые с состоянием дел в регионе.
Руководство Мурманского морского торгового порта в лице гендиректора ММТП Алексея Рыкованова и замдиректора по логистике Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), которая владеет данным комплексом, Александра Масько заявило о решении проблемы угольной пыли при перегрузке и хранении сырья. Совокупные затраты на «зелёные» проекты составили 3 млрд рублей. Однако, как считает директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ Андрей Пешков, вопрос до конца не решён.
Если компания хочет показать улучшения, она предпримет усилия по снижению негативного антропогенного давления на окружающую среду и проведёт соответствующие измерения. Но это не мешает ей в другое время, в других условиях загрязнять больше, нанося тем самым ущерб здоровью населения и природе. Вопрос должен решаться жёстко, регулятивно на федеральном уровне. На местном же нужно следить, чтобы его соблюдали.
По словам эколога, от открытого способа погрузки угля в России пора отходить. В случае же нарушений бизнес нужно серьёзно штрафовать.
Если бы природоохранные органы работали как положено, они бы приостанавливали работу бизнеса. Видя убытки, в компаниях сделали бы вывод о том, что легче построить защитные сооружения, наладить крытые каналы транспортировки. Пока же для извлечения сверхприбыли они цинично пользуются неорганизованностью и безграмотностью населения, коррумпированностью властей и надзорных органов, — отметил Пешков.
Он напомнил, что неблагоприятное состояние окружающей среды является нарушением 42-й статьи Конституции России.
По словам гендиректора Центра системных исследований, эколога Елены Есиной, для защиты от таких пылящих источников предусмотрен целый комплекс соответствующих мероприятий. Но компании, как правило, не намерены вкладываться в это, ведь штрафы крайне низки.
Я была в Мурманске несколько месяцев назад и не могу сказать, что ситуация поменялась. По большому счёту, новый губернатор ничего не предпринимает для решения остросоциальных экологических вопросов. Хотя эффективных технологических решений и экономических методов воздействия на компании у него предостаточно.
Она заявила, что в России нередки случаи, когда фирма-загрязнитель подкупает специалистов лаборатории, чтобы те вывели на бумаге нужные результаты.
Официальных данных замера и мониторинга я не видела. Когда они внедрят мероприятия, тогда можно будет говорить. По нацпроекту «Экология» многое продекларировано, но на деле пока ничего нет, — подытожила собеседница.
ММТП — крупнейшая стивидорная (осуществляющая работы, связанные с погрузкой, укладкой и выгрузкой грузов) компания в Арктической зоне РФ с объёмом перевозок 20 млн тонн в год. Универсальный порт в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря обрабатывает широкую номенклатуру генеральных и навалочных грузов, 95% которых приходится на угольную продукцию. Её поставляют в основном в Западную Европу и Средиземноморье.
Реализованные на его территории «зелёные» технологии направлены на сокращение выбросов угольной пыли. В первую очередь речь идёт о посадке деревьев, возведении бетонных стен, а также монтаже защитных экранов для снижения скорости ветра. Инвестиции в последний экопроект составили более 700 млн рублей.
Среди организационно-технических мероприятий по снижению пыления при перегрузке угля — сокращение срока хранения на складах, уменьшение количества перегружаемого сырья, регулярные мониторинги в экологической диспетчерской порта и др. Кроме того, комплекс имеет систему из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек. Также на площадке используют спецтехнику, напоминающую поливочные машины, которая в зимний период распыляет снег на штабеля, дороги и склады.
После внедрения комплексной системы орошения на площадке мы пригласили независимых консультантов в области экологии из НИИ «Атмосфера». Они сделали заключение, что данная система орошения в отдельности от всех остальных даёт эффект в районе 49%. Действия пушек способны покрыть всю территорию. Мы специально их так расположили, чтобы при любом ветре территория максимально «закрывалась».
Среди перспективных технологий — спецрастворы для «связывания» пылящего угля.
Модернизация прошла в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» (НДТ), который входит в нацпроект «Экология». Он посвящён современным «зелёным» технологиям на производстве. Нововведения призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и местное население.
Портовики предварительно изучали опыт стивидорных компаний Японии, Китая, Канады, Австралии, ЮАР. Масько сообщил, что нигде в мире не видел таких масштабных мероприятий, как в Мурманском транспортном узле.
По словам гендиректора ММТП Алексея Рыкованова, основные природоохранные мероприятия завершатся уже в 2020 году.
Мы считаем, что комплекс мероприятий полностью исключил проблему распространения угольной пыли на жилую застройку. Лишнее тому подтверждение — постоянный мониторинг независимых организаций и международного экофонда «Чистые моря», отчёты которых говорят, что загрязнений и превышений концентрации взвешенных частиц в воздухе на жилой застройке нет, — заявил Рыкованов.
Между тем руководство порта уверено, что основные экологические проблемы города связаны с выбросами ТЭЦ, сжиганием мазута и загрязнением воздуха со стороны транспорта.
Взвеси в городе, по крайней мере, я не видел. Если кто-то видел, можно это проверить. Мы пользуемся анализами, которые предоставляют в том числе независимые организации. И по нашему предприятию, по нашей санитарно-защитной зоне никаких превышений предельно допустимых значений нет. Поэтому тезис о том, что в городе «чёрный снег», — из прошлого, — сказал Масько.
Совокупный бюджет нацпроекта «Экология» составляет 4 трлн рублей. В него входят 11 федеральных проектов по направлениям «Вода», «Воздух», «Отходы», «Лес» и «Биоразнообразие». Куратор нацпроекта — вице-премьер РФ Алексей Гордеев, руководитель — глава Минприроды Дмитрий Кобылкин.