Минэкономразвития инициировало по сути новый порядок классификации бедности в стране и предложило Росстату внедрить его уже в будущем году. За основу всех расчётов будут браться точные данные о доходах населения, зафиксированные Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом. Насколько выиграют от новой арифметической формулы «прохождения» в категорию нуждающихся сами бедные и в какую цену бюджету обойдётся эта методика — в материале News.ru.
Понятно, не одно лишь ведомство, возглавляемое Максимом Орешкиным, включилось в оперативную работу по высчитыванию нового «коэффициента бедности». Стало известно, что Росстату также поручено изучение информации об уровне достатка и условиях трудовой деятельности по трём целевым группам: семьи с детьми, граждане старшего поколения, женщины с детьми.
Важно учитывать как доходы, так и расходы людей, чтобы избежать ситуации, когда тот, кто имеет приличный заработок в серой зоне, получает ещё и помощь государства, — заявил ранее глава правительства Дмитрий Медведев, отметив необходимость соблюдения правила социальной справедливости для получения тех или иных социальных преференций.
По резонному замечанию премьера, негодна и обратная ситуация, когда человек, который не только кормит свою семью, но и помогает родственникам, остаётся как раз без такой поддержки.
Изучение финансового положения семей с детьми, согласно проекту, начнётся с 2020 года с охватом 25 тыс. домохозяйств. Данные исследований по целевым выборкам будут публиковаться Росстатом в 2021 году.
О планомерном переходе к исследованию уровня жизни россиян по целевому принципу сообщила ещё в апреле 2019 года начальник управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Росстата РФ Елена Фролова. В этих целях началось формирование целевых выборок с использованием ресурсов Пенсионного фонда.
Вообще, как несложно проследить по проекту, главный тезис предлагаемых мер, по частоте употребления лидирующий среди других терминов, — это адресность. В переводе на обывательский язык выглядит грубовато, но веско — «если что-то и будут давать, то не всем».
Ещё один критерий вызывает внимание, — на чём, собственно, уже сделало акцент Минэкономразвития, — это повышение качества статистики бедности. Пока складывается картина, что у правительства первоочередная цель — не уменьшить число бедных как таковых и, исходя уже из этого, стимулировать экономический рост в стране, а первоочередная задача сейчас — повысить качество статистики бедности. Ещё более интересное (хотя и вполне ожидаемое) обстоятельство: для обкатки новой модели министерство запросило 1,3 млрд рублей из федерального бюджета за три года.
Сверка данных о потенциальной бедности, которая может дать право отдельному гражданину или семье на льготы, будет проходить на основе информации о доходах населения, имеющейся у Федеральной налоговой службы (ФНС) и Пенсионного фонда России (ПФР). Этот процесс сверки в документе назван верификацией, и её планируется запустить уже в 2020 году.
Процесс разделён на три стадии. Интеграция материалов Росстата с данными ФНС и ПФР будет осуществляться на этапе окончательной оценки уровня бедности; и уже верифицированные данные, — как в целом по РФ, так и по каждому субъекту Федерации, — будут публиковаться 29 декабря.
В Росстате видят однозначные плюсы верификации, прежде всего, в том, что её результат даст возможность повысить статистическую надёжность проведённого исследования, хотя и не повлияет на окончательную оценку уровня бедности. Причём в ведущем статистическом учреждении страны и не скрывают, что промежуточная цель верификации — добиться большей обоснованности на получение права считаться бедным.
В Минфине, — куда проект уже поступил и находится на изучении, — со своей стороны, также подчёркивают позитив новации. Полученные данные в любом случае будут точнее, чем прежде, — так как в них обязательно будут включаться налоговые платежи (НДФЛ, налог на движимое и недвижимое имущество; помимо официальных денежных поступлений), а Пенсионный фонд будет располагать всей информацией об уплаченных страховых взносах.
Пока что нагляден только один сценарий борьбы с бедностью: снизить — на бумаге — официальное количество бедных. Напомним, по итогам II квартала текущего года прожиточный минимум на душу населения в целом по России составил 11 185 рублей, и 18,6 млн россиян (это 12,7%) довольствовались доходами ниже этой отметки. При этом поддержку государства получают лишь 4,2 млн россиян.
В итоге доля бедных в России в январе–июне оказалась, как свидетельствует Росстат, на 0,2 процентного пункта выше данных за аналогичный период 2018 года. В процентном отношении показатель российских семей, которым хватает денег только на продукты питания и одежду, во II квартале 2019 года был равен 49,4%.
Тот же Росстат фиксирует в своих сводках: реальные доходы россиян снижаются шестой год подряд — с момента присоединения Крыма и начала санкций европейских стран и США. По итогам 2018 года почти 20% россиян признавались в снижении своих зарплат (данные РАНХиГС), в 2019-м каждый четвёртый россиянин чувствовал ухудшение своего материального положения. За два последних года число наших соотечественников, способных распланировать своё будущее на ближайшие пять–семь лет, уменьшилось с 17% до 11%.
Между тем средний размер госпенсий в августе едва превышал на десятые доли 14 тыс. рублей, — а это лишь 31,4% от средней номинальной зарплаты в августе, констатирует Росстат. Как это соотносится с фактом подписания Россией конвенции Международной организации труда в прошлом году, по которому страна обязалась выдерживать соотношение пенсий к зарплате на уровне 40%, — специалисты Росстата не комментируют.
Как же получается, что из почти 20 млн реально нуждающихся людей на поддержку от государства может рассчитывать лишь 4 млн? Первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил это сложностью процедуры получения социальной помощи — необходимо доказать государству низкий уровень доходов, собрать нужные справки и документы.
Интересно они борются с бедностью. Подозреваю, что в результате кто-то здорово обогатится. Вот только бедных меньше не станет, — прокомментировала депутат Госдумы VI и VII созывов Ольга Алимова в Facebook новшество Минэкономразвития.
По наблюдению парламентария, стала заметной тенденция: объявят Год культуры — закрывают театры и библиотеки; объявят Год ребёнка — закрывают школы и детские поликлиники.
Сейчас объявляют борьбу с бедностью — бедных станет больше? — задаёт вопрос депутат.
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», бывший заместитель министра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин считает, что перед глазами авторов законопроекта стоят майские указы президента. Выполняя их, экономическому блоку правительства никак нельзя пройти мимо того, чтобы не отчитаться в очень скором будущем об уменьшении количества бедных.
И в плане этого уменьшения Орешкиным и коллегами выбран самый лёгкий способ, когда не надо работать над реальным повышением доходов населения, над более равномерным их распределением, а можно заняться изменением разнообразных методик подсчётов.
Так что сам подход в негативном плане не нов; он являет собой, как полагает собеседник News.ru, худшие бюрократические черты ещё с хода выполнения некоторыми ретивыми исполнителями майских указов 2012 года в сфере здравоохранения и образования.