Худшие дороги нашлись во Владивостоке

Экономика 15 ноября, 2018 / 17:21

Самые качественные в России дороги — в Тюмени, Набережных Челнах и Москве. Эти три города заработали 4,25, 3,75 и 3,57 балла соответственно, возглавив рейтинг портала SuperJob.

Россиянам на вопрос «Состояние дорог в вашем городе вы можете расценить в среднем как…» предложили выбрать варианты ответа «отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». В топ-10 попали также Кемерово (3,50), Новокузнецк (3,48), Краснодар (3,36), Воронеж (3,28), Казань (3,27), Тольятти (3,22) и Пенза (3,13). Худшие результаты у Саратова (2,54), Рязани (2,52) и Владивостока (2,45). Санкт-Петербург (3,08) занял лишь 13-ю строку рейтинга. Исследование проводилось в 37 городах страны и затронуло жителей старше 18 лет, имеющих водительские права.

Условность оценок

Оценивая состояние дорог в родном городе, респонденты не могут провести сравнение с другими населёнными пунктами, указывают эксперты. Кроме того, у каждого из опрошенных может быть своё понимание качества. Также не очень понятно, по каким критериям человек выбирает тот или иной вариант ответа.

Фото: Любимов Андрей/АГН "Москва"Норайр Блудян

Всё это достаточно условно, считает член общественного совета департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Норайр Блудян. Качество столичных магистралей по десятибалльной шкале можно оценить на 8−9 баллов, рассуждает он. По его словам, основная проблема дорог в Москве — колейность (деформация всей конструкции дорожной полосы), присутствующая как на центральных улицах, так и на периферии.

Рейтинг ОНФ

Осенью 2017 года свой рейтинг качества российских дорог подготовил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Он охватил не 37, а 110 городов в 84 регионах, а оценки давали не опрошенные жители, а сами исследователи. Однако и в этом случае абсолютным лидером оказалась Тюмень. Там на дорогах нашлась всего одна яма, рассказывает эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов. В первую десятку попали также Майкоп, Белгород, Магнитогорск, Казань, Салават, Ханты-Мансийск, Москва, Череповец и Калининград.

Последнее место заняла столица Дагестана Махачкала, здесь нашли яму глубиной три метра и шесть — шириной, а среди худших по качеству дорог городов, начиная с предпоследнего, значатся Орск, Тверь, Ковров, Нальчик, Шадринск, Кондопога, Орёл, Владивосток и Волгоград.

«Очевидно, что в лучшем состоянии находятся трассы федерального значения, на которые деньги выделяют из федерального бюджета. Но многие дороги находятся в юрисдикции местного края или области. При их строительстве или ремонте, как правило, и случаются злоупотребления, работы ведутся по завышенным ценам, а материалы используются отнюдь не те, что положены по нормативам», — поясняет News.ru старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов.

Цена вопроса

Российские автомагистрали по себестоимости едва ли не самые дорогие в мире, наравне с трассами во Франции, добавляет Дроздов. При этом чиновники часто ссылаются на суровый российский климат, требующий всё новых и новых затрат. Но в тех же скандинавских странах — Швеции, Финляндии, Норвегии климат сопоставим с российским, а дорожное покрытие укладывается один раз и практически навек.

«Конечно, в тех регионах, где губернаторы почестнее и побогаче, ситуация иная. Во многом состояние дорог зависит от инициатив местных властей, от их отношения к делу», — рассуждает Дроздов.

Требования и проблемы

Содержанием имеющихся и прокладкой новых автомагистралей занимаются и специализированные организации. Чтобы дорога соответствовала определённым критериям, необходимо, во-первых, использовать качественные материалы, во-вторых, соблюдать технологию производства работ, в-третьих, выполнять регламенты по обслуживанию дорожного полотна. Российский климат с существенным перепадом сезонных температур вреден для дорог, однако в безобразное состояние их приводит, прежде всего, бесхозяйственность.

В Петербурге, например, эксперты обнаружили более 400 км «убитых» дорог — с выбоинами, просадками, трещинами и даже проломами, когда под полотном образуется каверна. При этом город имеет сбалансированный бюджет, грамотных специалистов в органах исполнительной власти и активно действующие общественные организации.

В «дорожном деле» три основные проблемы — это нехватка техники, суровый климат, на который многое можно списать, и наличие людей, привыкших воровать, убеждён гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Для борьбы с ними нет других вариантов, кроме жёсткого контроля заказчиков над строительством. Этот контроль может быть весьма эффективным: если губернаторов начнут снимать за плохие дороги — ой как быстро и хорошо у них всё построят», — рассуждает аналитик.