Должника определят по голосу

Экономика 11 июля, 2018 / 13:08

Коллекторы станут ещё ближе к народу — со следующего года они смогут получить доступ к биометрическим данным россиян. Как это отразится на их работе и жизни должников — выяснял News.ru.

О том, что коллекторы смогут идентифицировать должников по голосу, сообщили «Известия» со ссылкой на источники в регуляторе. Отмечается, что данная инициатива необходима для упрощения процесса идентификации клиента банка или микрофинансовой организации, являющегося должником. Кроме того, это позволит снизить риск возникновения ситуаций, когда у граждан ошибочно взыскивают долг.

Напомним, что Единая биометрическая система стартовала в РФ 1 июля. Кредитные организации начали процесс сбора биометрических параметров клиентов. Коллекторы же сами, естественно, собирать эти данные не будут, а получат доступ к наработанной базе финансовых учреждений. Однако пока остаётся неясным, произойдёт это при перепродаже банками долгов или коллекторы получат эти сведения заранее.

Если у коллекторов появится доступ, то должники больше не смогут легко прятаться от них. Ведь ранее ничто не мешало при звонке сказать, что коллектор ошибся номером, что это телефон другого человека. Теперь потребуется лишь несколько секунд, чтобы понять, кто на другом конце провода — должник или же нет. Таким образом и количество звонков добросовестным гражданам резко снизится, а результативность реальных обзвонов, наоборот, возрастёт.

Не стоит рано радоваться

Между тем в пресс-службе ЦБ РФ порталу News.ru опровергли информацию о возможности передачи биометрических данных из Единой биометрической системы или банка коллекторам.

«В настоящее время собирать биометрические данные и использовать механизм удалённой идентификации могут только банки в целях дистанционного открытия вклада, предоставления кредита и осуществления переводов без личного присутствия физического лица. При этом передают их в момент сбора в Единую биометрическую систему, где они хранятся обезличено и защищаются по самым высоким стандартам защиты информации», — сказали в ней.

В Банке России напомнили, что использование биометрических данных для идентификации возможно только с согласия гражданина. В дальнейшем предполагается, что механизм удалённой идентификации будет использоваться для предоставления государственных и финансовых услуг.

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Jochen TackСбор биометрических данных

В ЦБ сообщили, что решение о расширении перечня субъектов и услуг, которые могут дистанционно предоставляться с использованием удалённой идентификации, будет приниматься на основании детального анализа внедрения и использования механизма в банковском сегменте. Это позволит минимизировать возможные риски, связанные с применением биометрических технологий.

Коллекторы счастливы

Как пояснил News.ru генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, реализация этой инициативы может встретить сопротивление общественных организаций, помогающих должникам. Важно, чтобы механизм доступа к биометрическим данным был защищён от злоупотреблений в части нецелевого использования получаемой информации и т.д.

«Необходимо понимать, что должники в ходе конфликта с банком нередко отзывают своё согласие на обработку персональных данных. Вероятно, такие же действия будут производиться по поводу биометрических данных. С другой стороны, получение биометрических данных, прежде всего, образцов голоса, снизит количество обоснованных и необоснованных жалоб на коллекторов в связи с ошибками при телефонном общении по поводу долга», — отметил он.

Фото: ТАСС/Петр КовалевОтдел взыскания в коллекторском агентстве

Кроме того, может повыситься автоматизация процесса взыскания на стадии soft-collection, т.к. распознавание будет проводить специальная программа, то она уже может и общаться по поводу долга.

Со своей стороны, управляющий директор «Национальной службы взыскания-Первого коллекторского бюро» Павел Михмель сказал, что это положительная новация как для кредиторов, так и для коллекторов.

«Мы полностью её поддерживаем. Именно благодаря Единой биометрической системе удастся избегать ситуаций, когда мы беспокоим добросовестных граждан или контактируем, сами того не желая, с третьими лицами», — отметил он.

По его словам, данная инициатива позволит также частично решить проблему низкой контактности.

В долгах как в шелках

Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на 1 июля количество потенциальных граждан–банкротов, составило 926,7 тыс. человек. Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов). При этом, в прошлом году число банкротов росло высокими темпами. Только за второе полугодие 2017-го число таких должников возросло на 22,5%.

По состоянию на середину 2018 года основная часть граждан — потенциальных банкротов, по-прежнему приходилась на потребительские кредиты — 68%, а самую незначительную долю составляли должники по ипотеке — 2,2%.

Фото: АГН "Москва"/Сергей КиселевВсероссийская информационная акция «Узнай о своих долгах» УФССП России по Москве в вестибюле станций метро «Пушкинская» и «Тверская»

Всего же за 5 месяцев банки выдали потребительских кредитов на сумму более 1 трлн рублей.

Кроме того, более 7% российских заемщиков тратят на обслуживание своих кредитных обязательств свыше 60% ежемесячного дохода, что в конечном итоге может привести к быстрому банкротству граждан.

При этом уровень закредитованности россиян снижается. Среднее значение текущей долговой нагрузки заемщиков за последние полгода снизилось. Так, на 1 апреля текущая долговая нагрузка составила 23,62%. Снижение долговой нагрузки было зафиксировано во всех категориях заемщиков.

Мария Сальникова, ведущий аналитик «Эксперт плюс»:

Фото: MARIASALNIKOVA.COM

Государство упрощает гражданам доступ к банковскому сектору и процедуру открытия счетов. Так, ещё в декабре 2017 года был принят закон, позволяющий банкам открывать счета физическим лицам без их личного присутствия только с использованием данных биометрических паспортов и данных, загруженных на портал Госуслуг. Затем, 1 июля 2018 года, запустили единую систему биометрической идентификации граждан, оператором которой выступает «Ростелеком». Логично, что попытки обезопасить клиентов банковского сектора должны использоваться и в том случае, когда выявляются нарушители договоренностей с этими структурами. Однако, вряд ли можно говорить о том, что коллекторам сильно поможет настолько личная информация о должниках. Идентификация по голосу во время телефонного звонка может снизить дискомфорт ситуации, если на телефонный звонок ответит не тот человек. Детальная идентификация лица вряд ли будет задействована, так как зачастую достаточно и фотографии должника. Из изменений для коллекторов, можно ждать, что через полтора-два года у большинства появятся специальные устройства определения голоса. При звонке взыскателя голосовой слепок гражданина будет проходить проверку по Единой биометрической системе.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

Фото: MOIKA78.RU

Теперь вместе с долгами банки будут продавать и биометрические данные должников. Подразумевается, что это позволит облегчить работу коллекторов с должниками, упростит идентификацию должника, ускорит процессы налаживания контактов между коллекторами и должниками. Скорее всего, это позволит решить проблемы и должникам, и коллекторам. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если должник столкнется с недобросовестными коллекторами, которые будут использовать незаконные методы для выбивания долгов. Они могут предоставить конфиденциальную информацию о должнике третьим лицам и таким образом оказать на него давление, например, на работе, по месту жительства. В таких случаях должник должен обращаться в правоохранительные органы. Нужно сказать о том, что вся система по взысканию просроченной задолженности в России требует пересмотра. После принятия в 2018 году закона «О коллекторской деятельности» традиционных в России способов давления на должников у коллекторов не осталось. Должника можно только уговаривать по телефону в рабочее время и то, он может отказаться от общения с коллекторами вообще. В текущих условиях коллекторы должны искать пути к спокойному , мирному решению вопросов с должниками. У них есть возможности для маневра в отличие от банков, которые не идут на встречу проблемным заемщикам. В свете опережающего роста задолженности населения над его доходами эта тема в ближайшие годы приобретет особую актуальность.

Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра»:

Передача биометрических параметром клиентов в коллекторские организации преследует единственную цель, связанную со снижением процента ошибок взыскания долгов у добросовестных граждан. Вопрос в другом, какие именно биометрические данные будут предоставляться коллекторским организациям должника, после продажи долга со стороны финансовых учреждений? Если разговор идёт лишь о передачи слепка голоса должника коллекторской организации, то по сути идентификация личности по голосу не может являться позитивным идентификатором. Поэтому если это будет происходить именно в таком формате, то это может еще больше создать проблем при идентификации личности. Поскольку слепок голоса является лишь вторичным признаком идентификации личности, после уникальных к которым относится отпечаток пальцев и радужная оболочка глаз. Понятно дело, что на первом этапе взыскания долга коллекторы начинают обзвон должников по представленной базе и бывают случаи, когда номер телефона должника уже не используется или был переоформлен на другого человека. В такие случаи биометрические данные в виде голосового слепка еще могут быть актуальными, для первичной идентификации личности. Но также стоит учитывать и погрешности в голосовой модуляции. Система может дать сбой и ошибочно признать добросовестного гражданина должником и вот здесь могут возникнуть серьезные проблемы, когда коллекторы будут ориентироваться на показания системы, а не следовать здравому смыслу. Я считаю, что любая новация должна пройти свой тестовый период прежде, чем внедрять ее в массы.