После 2012 года мировая энергетика претерпела кардинальные изменения. В связи с этим прежняя, семилетней давности доктрина энергетической безопасности России, утратила актуальность (а теперь и силу), и к сегодняшнему дню потребность в новом документе стала как никогда острой. Так, опрошенные News.ru эксперты расценивают указ президента Владимира Путина об утверждении новой версии доктрины энергобезопасности РФ.
Документ насчитывает 20 страниц и подробно описывает вызовы (такие, как сокращение традиционных для России внешних рынков сбыта) и угрозы, цели, направления и задачи обеспечения энергобезопасности страны до 2030 года. Основной упор в нём сделан на задаче по развитию внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ) — «в целях обеспечения энергетической безопасности территорий, удалённых от Единой системы газоснабжения». Кроме того, Путин поручил обеспечить противодействие дискриминации российских компаний ТЭК на мировых энергорынках. Ещё одна стратегическая задача — развивать интеграцию со странами ЕАЭС и СНГ, углублять партнёрство в рамках БРИКС, ШОС, ФСЭГ и ОПЕК.
После 2012 года в мировой энергетической системе многое изменилось, да и не только в ней. Россия оказалась под западными санкциями, в связи с чем утратила или сохранила очень ограниченный доступ к иностранным финансовым ресурсам, которые можно было бы привлечь для модернизации и обновления энергосистем, — поясняет старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
По её словам, смещение центра мирового экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион поставило перед производителями энергоресурсов новые задачи, связанные, в частности, с путями поставок. Это вынудило Россию пересмотреть ключевые параметры своей энергетической доктрины. Так что документ носит базовый характер.
Что касается СПГ, то задача по развитию его внутреннего рынка крайне важна для России: сжиженный газ удобно транспортировать, это актуальный вид топлива, нужно только обновить инфраструктуру. Это, по сути, вложения в будущее. Тема же противодействия дискриминации российских компаний — в большей степени политическая, нежели экономическая или производственная. Можно «противодействовать», укрепляя компании и улучшая их доступ к финансам и логистике, а можно — вербально, заявляя о полной устойчивости и потенциале. Власть может выбрать любой привлекательный путь, резюмирует Бодрова.
Очевидно, что сегодня в мире бурно развивается альтернативная энергетика, особенно солнечная и ветряная. Во многих странах Европы уже 15–20% энергобаланса — это именно зелёная энергетика, — утверждает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
Кроме того, отмечает он, среднегодовой рост спроса на СПГ достигает 7–8%, что втрое больше роста спроса на сырую нефть и вдвое — на трубопроводный газ. Вдобавок, по словам Авакяна, цены на сжиженный газ примерно на 30% выше цен на трубопроводный, а значит, производить и продавать его гораздо выгоднее. Что касается дискриминации российского бизнеса в мире, и, в частности, в сфере ТЭК, то здесь речь, вероятно, идёт о тех компаниях, которые находятся под санкциями — им труднее получить какие-либо проекты и инвестировать в западные страны, поскольку эти ограничения отпугивают потенциальных партнёров.
В доктрине, добавим, говорится также о необходимости исключить не отвечающую экономическим интересам РФ конкуренцию различных видов российских ресурсов на мировых энергетических рынках. Судя по всему, у этого пункта есть своя подоплёка. В апреле в СМИ появилась оценка «Газпрома», согласно которой бюджет РФ в прошлом году недополучил порядка 30 млрд рублей в год из-за того, что продукция с имеющего льготы проекта «Ямал СПГ» вытесняет российский трубопроводный газ с его традиционных рынков сбыта, таких как Бельгия, Франция, Нидерланды, Великобритания. Позже «Газпром» заявил, что зампред правления концерна Виталий Маркелов сделал эту оценку как учёный, а не как представитель компании. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон после этого сообщил, что «Новатэк» не видит никакой конкуренции своего СПГ с трубопроводным газом «Газпрома».
Новая доктрина национальной энергобезопасности была одобрена в конце ноября 2018 года на расширенном заседании Совета безопасности в Ново-Огарёво. Секретарь Совбеза Николай Патрушев заявил тогда, что её должен утвердить своим указом президент. Как отмечал, в свою очередь, глава Минэнерго Александр Новак, энергобезопасность подразумевает надёжное обеспечение внутреннего рынка нужным количеством ресурсов — нефтью, газом, углём, нефтепродуктами. Кроме того, она учитывает создание необходимых запасов и резервов на случай, если пиковое потребление вырастет.
В прошлом году Институт мировой энергетики составил рейтинг мировых лидеров по уровню энергобезопасности. Первое место в нём заняла Норвегия, второе — США, третье — Великобритания. Россия расположилась на 12-й позиции из 25 возможных.