Каким бизнесом владеют дети российских чиновников

Экономика 08 ноября, 2018 / 17:28

Сегодня отпрыски многих российских министров, губернаторов и других высокопоставленных госслужащих имеют собственный бизнес. Иногда этот бизнес не связан напрямую с теми стартовыми условиями и капиталами, которые даёт «хорошая семья». Однако отчётливые нити прослеживаются всё же чаще. News.ru составил подборку, подтверждающую, что лучший эффект возникает при сочетании собственной предпринимательской одарённости и мощных административных ресурсов.

Весной 2017 года Госдума отклонила законопроект ЛДПР, предлагавший запретить заниматься бизнесом супругам и взрослым детям российских госслужащих. Довод прозвучал железный — «такой запрет нарушил бы конституционные права граждан». Эксперты не нашли в этом решении абсолютно ничего удивительного, посчитав инициативу ЛДПР нежизнеспособной.

По словам председателя коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константина Трапаидзе, ситуация с родственниками госчиновников, пожелавшими делать деньги собственными руками и головой, — результат всей новейшей истории России. То есть как минимум последних 20 лет. Эти люди не обязательно занимаются крупным бизнесом и ворочают миллиардами. И не всегда с подачи и с помощью своих близких, а иногда и вопреки им, считает Трапаидзе. Возможно, так и есть, хотя верится с трудом.

Ксения Шойгу

Дочь министра обороны Сергея Шойгу возглавила проект «Гонка героев», запущенный в 2013 году. Эта военно-спортивная игра проводится при содействии Минобороны РФ, а в числе её партнёров — группа компаний ГАЗ, ВПК-АМЗ, «Газпром-Медиа», WorldClass. В гонках принимают участие команды Сбербанка, СОГАЗа, «Лаборатории Касперского» и многие другие. По словам самой Ксении, это не основной её бизнес, а любимое увлечение. Впрочем, не вполне понятно, где та черта, за которой кончается увлечение и начинается бизнес. «Гонка героев» зарегистрирована как автономная некоммерческая организация, и никаких данных о её финансовых показателях в базе данных СПАРК (системы проверки компаний) не содержится. По оценке РБК, ежегодная выручка может составлять до 30 млн рублей. Что действительно пустяк по меркам крупного бизнеса.

Роман Золотов

В июне 2018 года сын главы Росгвардии Виктора Золотова стал совладельцем научно-производственного объединения «Квантовые технологии». В компании, которая будет специализироваться на выводе на рынок новых квантовых разработок, используемых для создания защищённых систем связи, ему принадлежат 25% (по данным СПАРК).

Ольга Герасимова

Дочь депутата Мосгордумы от «Единой России», бывшего актёра Евгения Герасимова, по данным партии «Яблоко», является совладелицей компании «Московский сувенир плюс» (ей принадлежит 30% «МС плюс»). Наибольшую известность эта компания приобрела весной 2016 года. Тогда москвичи и гости столицы были шокированы установленными на центральных улицах в рамках фестиваля «Московская весна» «украшениями». Среди наиболее эпатажных объектов — четырёхметровый милиционер Дядя Стёпа на улице Рождественке, пятиметровая корзина с пасхальным куличом и крашеными яйцами на Арбате, пальмы у Большого театра. Наконец, гигантская зелёная голова на Пушкинской площади. Выяснилось, что единственным участником конкурса на проведение фестиваля была фирма «МС плюс» и что сумма контракта составила 187,2 млн рублей. Евгений Герасимов в интервью Business FM отверг причастность к контракту своей дочери.

Александр Меркушкин

Старший сын экс-руководителя Мордовии и бывшего губернатора Самарской области Николая Меркушкина — учредитель и директор завода «Маслопродукт». По данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в предприятии он владеет долей в 66,3%. «Маслопродукту», в частности, принадлежат 71% консервного завода «Саранский», 18% птицефабрики «Атемарская», а также пакеты акций в ряде других компаний.

Фото: Николай Хижняк/РИА НовостиСотрудница работает на линии разлива и фасовки подсолнечного масла

Екатерина Винокурова

Дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова основала компанию Smart Art, которая занимается продвижением молодых художников. До этого Екатерина работала содиректором русского аукционного дома Christie’s. Замужем за Александром Винокуровым, экс-президентом инвестиционной компании А1.

Владимир Кириенко

С сентября 2016 года сын первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко — старший вице-президент по развитию и управлению бизнесом «Ростелекома». До этого, в 2013-м, он совместно с певцом и композитором Александром Айвазовым открыл венчурную компанию с начальным капиталом $47,8 млн. Партнёры назвали её Titanium Investments, поскольку эта цифра близка к атомной массе титана. Кириенко-младший вложил в фонд средства, полученные от проданной им доли в Саровбизнесбанке (50,61%), который он ранее возглавлял.

Игорь Кожин

Сын бывшего управделами президента РФ, а ныне первого вице-президента Олимпийского комитета России Владимира Кожина построит в Москве пять хоккейных стадионов. Этим займётся его компания ООО «Ледовые арены», а общий объём инвестиций превысит 1 млрд рублей. По данным СПАРК, бизнесмен является также владельцем ООО «360 Столица» (занимается строительством жилых и офисных зданий), возглавляет ЗАО «Гала-Форм» (специализируется на перевозке и оптовой продаже нефтепродуктов). В 2016 году Кожин попал на 112-е место в рейтинге «Самые богатые люди Петербурга» издания «Деловой Петербург». Тогда его состояние оценивалось в 6,4 млрд рублей.