День святого Валентина — подходящий повод для статистических исследований, связанных, прежде всего, со всплеском трат на всевозможные подарки. Это тот праздник, в котором доминирует коммерческая составляющая, и это традиционно прибыльный день для ресторанного бизнеса и сферы развлечений. Как подсчитал производитель онлайн-касс «Эвотор», 14 февраля 2019 года средний чек влюблённой пары составит по России 3,3 тысячи, в столице — 7 тысяч рублей.
Для анализа «Эвотор» использовал данные средних чеков со 100 тысяч терминалов, установленных в магазинах, кафе, цветочных лавках и салонах красоты за период с начала 2019 года. В итоге получилось, что, например, пребывание в столичном кафе или ресторане обойдётся паре в 2,2 тысячи, а по России в целом траты составят 950 рублей на двоих. За букет цветов в Москве придётся заплатить 1,5 тысячи, по стране в среднем — около 790 рублей. Поход в салон красоты будет стоить 2,2 тысячи для москвичей и 980 рублей для россиян в целом. Если же пара запланирует более дорогие подарки друг другу, то ей нужно учесть, что ювелирные украшения в Москве в День святого Валентина в среднем обойдутся в 6,9 тысячи, по стране — 2,3 тысячи рублей.
Согласно другому исследованию, россияне могут потратить в День всех влюблённых в этом году на цветы, косметику, подарочные сертификаты, украшения и конфеты в интернет-магазинах более 24,5 млн рублей.
«Это на 81% больше среднего дневного показателя за весь анализируемый период с начала февраля этого года и на 4% больше общей суммы покупок 14 февраля 2018 года», — говорится в материалах сервиса «Атол онлайн».
Возможно, общий объём трат и вырастет, но речь пока идёт о прогнозном показателе, а не о свершившемся и зафиксированном факте. А вот аналитическое агентство Price&Quality Agency, основываясь на своих данных, утверждает: в стране из года в год сокращается число людей, отмечающих День всех влюблённых. Если в 2014-м его отпраздновали около 50% граждан, то сегодня желающих — менее 30%. При этом в прошлое уходят украшения, мягкие игрушки, путешествия, дорогие мужские аксессуары и прочие «крупные» подарки. Россияне стали по-европейски демократично подходить к выбору презентов и действуют по принципу «главное не подарок, а внимание».
Чаще других отказываются отмечать праздник мужчины и женщины, уже давно составившие стабильный союз. Падает популярность этого дня и по той причине, что всё больше пар отдаёт предпочтение традиционному отечественному аналогу — Дню Петра и Февронии, который приходится на 8 июля. Как поясняет декан Свято-Филаретовского православно-христианского института Маргарита Шилкина, христианство не отрицает ни земную любовь, ни брак, но предполагает серьёзность, благородство и сдержанность в отношениях между мужчиной и женщиной. А День святого Валентина, скорее, связан с легкомыслием и флиртом.
«Безусловно, небольшой, процентов 10−15, всплеск продаж 14 февраля наблюдается, особенно в таких категориях, как парфюмерия и электроника. Но он раза в два-три меньше, чем перед 8 Марта или перед Новым годом. То есть, с одной стороны, люди не равнодушны ко Дню святого Валентина, однако это не первой величины праздник», — говорит председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Отвечая на вопрос News.ru, повлияют ли как-то на статистику продаж такие факторы, как рост цен и падение реальных доходов населения, Павлов заметил: тот, кто привык дарить, будет делать это и дальше. Однако может произойти отток покупателей в более дешёвые ценовые сегменты: «то есть возьмут телефон или букет подешевле».
По словам директора Центра экономического и финансового консультирования Олега Александрова, обычно в такие праздники приобретаются символические подарки, а не дорогостоящие товары длительного пользования. Хотя, конечно, люди не будут отказываться от поздравлений. Но речь идёт и о более глобальных вещах.
«В структуре ВВП более 40% занимает сфера торговли и услуг. Учитывая её значительный вклад в экономику, любой повод для увеличения объёмов продаж способствует росту выручки торговых предприятий. Многие из них расширяют перечень праздников, чтобы стимулировать продажи. Соответственно, те праздничные даты, когда принято дарить подарки, положительно отражаются на секторе торговли и на состоянии ВВП в целом», — поясняет собеседник News.ru.
Если обратиться к общемировой статистике расходов в День святого Валентина, Россия по уровню трат занимает 17-е место (в среднем $62) среди 32 стран, ставших предметом исследования компании Picodi. Топ-5 составили Гонконг ($185), Китай ($155), США ($147), Великобритания ($132), Сингапур ($109). Во Вьетнаме, Нигерии, Турции женщины тратят на подарки больше, чем мужчины, в Германии — одинаково, в остальных странах — мужчины больше.